Рецензия на книгу
Красные цепи
Константин Образцов
Аноним15 апреля 2017 г.Мрачная атмосфера старого города. Тайны, тлен, трупы. Расследования, опасности, кошмары. Темные подворотни и российская действительность. Мистика в кубической степени. Параллельная сюжетная линия в форме дневника средневекового рыцаря. Такое встретишь нечасто, чтение обещает быть безумно интересным и безотрывным.
Но на самом деле оказалось неровным, напоминало череду взлетов и падений, постоянно провисало и под конец стало совсем уже невыносимым. В итоге вместо острого читательского удовольствия я с трудом вымучила эти шестьсот сорок страниц обманутых ожиданий.В чем тут дело так сразу и не объяснишь. С одной стороны обещания, щедро всыпанные в аннотацию, книга выполняет и перевыполняет. Это действительно урбанистический триллер с мощным эффектом погружения... С таким ли мощным? Да, атмосфера создается та самая: тяжелая, жутковатая, петербуржская. Сразу вспоминается любимое городское фэнтази, ведь сюжетные ходы "Красных цепей" напоминают и "Дозоры" Лукьяненко, и "Темный город" Панова, и где-то не столь любимые, но атмосферные "Сумерки" Глуховского.
Но дьявол кроется в деталях, а детали здесь не радуют.Во-первых, персонажи. Женщины не удаются Образцову совершенно, получаются они на одно лицо и совершенно неживые, действующие строго по сюжетной необходимости. Мужчины написаны поярче, но психологизма в книге нет вообще, поэтому загадочность Гронского оборачивается тривиальной историей спецагента непонятно чего, из Кардинала вышел стереотипный мафиози, не чуждый человеческих чувств, а злодеи оказались типичны и предсказуемы.
А еще книге просто не веришь. Начиная с самого начала, где эксперт-патологоанатом Алина начинает сотрудничество с Гронским. Который сразу показался ей подозрительным, явно не заслуживал доверия, но с какого-то перепугу опытный специалист, сотрудничающий с органами и знакомый с криминалистикой, вдруг ему поверила и начала активно помогать. Мотивация, внутренняя борьба, рефлексия, психологическая подоплека - это все за кадром. Мотивация здесь вообще самое больное место, куда взгляд ни кинь.
Правдоподобный сценарий: на месте происшествия работают полиция и эксперты, рядом крутится подозрительный мужчина в черном пальто, выглядит помятым и невыспавшимся, представляется похоронным агентом, но находится не у родственников, а возле трупа. Интересуется, не нашла ли эксперт чего-нибудь необычного. Потом поджидает эксперта у выхода с работы. Это, черт возьми, и есть подозреваемый с замашками самого настоящего маньяка. Но эксперт считает нормальным встречаться с ним, следовать его указаниям и делиться служебной информацией.
Следующая претензия - предсказуемость. Качество, которое я склонна оправдывать при наличии увлекательного сюжета и "вкусного" языка. Но это, к сожалению, не тот случай. Есть такие, кто не догадался, откуда ноги растут?
Образцов замахнулся на создание целого цикла интеллектуальных мистических триллеров. Мистики хоть отбавляй, интеллектуальность же не выдерживает никакой критики. Да и бог бы с ней, если бы автор ограничился хоть какими-то рамками здравого смысла. Но книга напоминает блюдо, в котором слишком много чистого мяса и слишком мало соуса: столько экшена и сюжетной мешанины, что на мысли и прорисовку персонажей просто не осталось места. Вампиры, бандиты, ученые, маги, спецагенты, врачи, роковые женщины, больные девочки, сумасшедшие, убийцы, оборотни, восставшие мертвецы... И бесконечно затянутые сцены битв и погонь. И под конец все это вообще превращается в фарс с противостоянием мага с мечом и спецагента с ножом, которые вежливо подождали деваху с огнеметом. А деваха перед этим поучаствовала в съемках "Обители зла", бесконечно стреляя по зомби, которых автор пятнадцать раз подряд назвал "носферату", явно смакуя новое для себя слово.
Почему я так горячусь, выплескивая мысли о книге, которая мне не понравилась? Потому что мне безумно жаль: жаль потраченного времени, жаль книгу, которую я начинала читать с огромным воодушевлением, предвкушая к минимум новый "Ночной дозор". И очень жаль, что такая идея получила такое посредственное воплощение.
23360