Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Thirteen Reasons Why

Jay Asher

  • Аватар пользователя
    plumbumbullet13 апреля 2017 г.

    Несколько причин не тратить своё время

    1) Интрига без интриги.

    Американская школьница покончила с собой, записала перед смертью монолог на несколько кассет и разослала их «виновникам торжества». Как бы предполагается, что за всем этим стоит какая-то тёмная (или даже криминальная) история, ну или девочке, по крайней мере, есть, что сказать. Предполагается, что каждая кассета будет постепенно приоткрывать завесу тайны и держать в напряжении.

    Что на самом деле? Повествование открывается наиглупейшей подростковой обидкой («Божечки! Он разболтал на всю школу, что полапал меня, хотя мы только целовались!») и с каждой новой главой становится всё абсурднее. Поверить, что можно переживать из-за такой фигни, какая описывается в книге, просто нереально – я уже не говорю о том, чтобы планировать самоубийство. Всё, о чём может поведать Ханна Бейкер, и яйца выеденного не стоит: кто-то что-то шепнул, не так посмотрел на неё, не заметил новую стрижку и т.п. Даже финал кажется совершенно обычным: сколько вечеринок заканчиваются подобным образом – не счесть. Одним словом, читать всё это банально скучно и утомительно. Глаза сами закатываются к потолку чуть ли не в каждом абзаце, отказываясь воспринимать настолько бессмысленный поток информации.

    2) Главная героиня.

    Ханна Бейкер – просто какой-то безвольный сгусток соплей. Она умеет только ныть и копить обиду. На протяжении всей истории она абсолютно ничего не делает – только подвергается воздействиям извне и чрезвычайно болезненно реагирует на каждую мелочь. Почему она настолько не уверена в себе, почему лишена каких-то целей в жизни, в книге не раскрывается. Никакой жалости к ней не возникает. Хочется лишь задать ей вопрос: «Тебе что, заняться нечем? Иди уроки поучи, тебе в колледж скоро. Или найди себе какое-нибудь хобби, вместо того, чтобы слоняться по вечеринкам, как все остальные».

    3) Главный герой.

    По сюжету, Ханна отправила кассеты тринадцати адресатам, но читателю предстоит узнать всю историю лишь от одного – некоего Клэя. Наверняка, этот паренёк задумывался писателем как эдакий эталон сочувствия и луч света в тёмном царстве, но воспринимается он как очередной американский школьник. Единственное, что раскрывает о нём автор, это неплохие оценки и доверительные отношения с матерью. Почему признания Ханны вдруг вызывают в нём бурную реакцию? Почему он не вырос таким же, как все остальные? Почему целыми днями не мечтает о том, чтобы залезть какой-нибудь девчонке в трусы?..

    Автор, кажется, напрочь забыл о таком понятии, как бэкграунд, и его герои вышли плоскими и безликими.

    4) Романтическая линия.

    Как несложно догадаться, между Клэем и Ханной «что-то было», а точнее – «могло бы быть». Но на чём основывается это «могло бы»? Каким образом противопоставляется общение с Клэем общению с другими парнями? Похоже, единственное, что может предложить автор, это «он не полез в трусы первом делом» и «он остановился, когда она попросила его». Клэй ещё сам упоминает какое-то особое «взаимопонимание», но в чём оно заключалось, тоже неясно. В общем и целом, романтическая линия вышла какой-то слишком… тонкой.

    5) Сюжет.

    Помимо того, что история Ханны не содержит никакой интриги, в книге ничего не происходит и в реальном времени. То есть, Клэй просто ходит туда-сюда и слушает кассеты. Иногда заходит в те места, которые упоминает девочка. Но ничего не делает. Просто смотрит. Иногда сжимает кулаки или плачет, чем вызывает лишь непонимание и раздражение.

    6) Фишка.

    Книга, что называется, «с претензией на оригинальность». Сам текст представляет собой два переплетающихся монолога: один – курсивом - идёт из кассет, второй происходит в мыслях Клэя. Идея сама по себе неплохая, но вот почему именно кассеты? У Ханны не было смартфона? Почему бы ей просто было не записать всё на компьютер или телефон? Ну или обычным письмом, в конце концов? Задумке автора нет внятного объяснения, кроме того, что она вроде как «прикольная» и даже немножко «ретро». Одним словом, молодёжь проглотит.

    7) Второстепенные персонажи.

    В книге нет ни одного внятного второстепенного персонажа. Имена, которые звучали на кассетах, кажутся взаимозаменяемыми. На многих из них приходится по одной-две строчки. И это люди, из-за которых Ханна покончила с собой!

    8) Автор.

    На самом деле всё вышеперечисленное – лишь результат авторской немощи. Пусть сама история не бог весть что, в других руках она могла бы смотреться не так халтурно. Даже если не принимать во внимание чрезвычайно бедный язык Джея Эшера, в книге вряд ли можно найти хоть что-то удачное. Автору не удалось ни вызвать сочувствие, ни подогреть интерес, ни удивить, ни по-новому взглянуть на тему подросткового суицида. Зато маркетологам удалось превратить книгу в бестселлер и продать её в качестве сценария для сериала.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать лишь один грустный вывод: американские подростки всё больше превращаются в жалких нытиков, кончающих с собой лишь оттого, что мир не расстилает перед ними ковровую дорожку, а все вокруг не признаются в вечной любви и верности. Стоит ли об этом читать? Лично я бы с удовольствием отмотала назад и заполнила своё время чем-то другим.

    5
    85