Рецензия на книгу
Мерзкая плоть
Ивлин Во
Аноним6 апреля 2017 г."- Нина, тебе не кажется, что так больше не может продолжаться?
- Что именно? У нас или вообще?
- Вообще..."
Неоднозначное впечатление оставила у меня эта книга, тем не менее, прочитанная на удивление легко и быстро. Первые полсотни страниц я хихикала, над иными высказываниями героев или замечаниями автора смеялась в голос, а потом зачитывала их вслух, делясь прекрасным с теми, кому (не) посчастливилось оказаться поблизости. Ибо это действительно было забавно, тонко, метко, искристо. Какие колоритные персонажи (хотя некоторым из них отведено всего несколько кратких эпизодов)!.. Одни только старушки-близняшки чего стоят. А бывший король Руритании, скорбящий о потере золотой вечной ручки? А ангелы миссис Оранг с их ношеными крыльями и громкими именами? Пьяный майор, скитающийся везде и всюду, как вечный жид?.. Весь этот разношерстный поток увлекает читателя вместе с собой по улицам Лондона - в гостиницы, больше похожие на проходные дворы, в рестораны и кафе…
В какой момент начинаешь уставать от этого многоголосого дионисийского хора, сам не замечаешь. Лично мне происходящее перестало казаться забавным где-то после самоубийства Саймона Балкэрна. Последний представитель графского рода, зарабатывающий себе на жизнь написанием заметок для светской хроники, не сумев добыть необходимый материал, выдает в печать невообразимую "утку" и… травится газом. Его пост и псевдоним "мистер Таратор" практически сразу же переходят в другие руки. Читающая публика должна получать ежедневную порцию новостей и сплетен. Show must go on. А не о ком или не о чем писать – так выдумайте! Фантомы, иллюзии, подпоручики Киже лондонского разлива скрашивают досуг обывателей, пролистывающих "Дейли эксцесс".
"Ревущие двадцатые" в Великобритании – своего рода реакция на викторианскую эпоху с ее аскетизмом и пуританской моралью. Но, как бы ярко и привлекательно ни сияли огни карусели, как бы весело ни было в гуще нарядной толпы, рано или поздно закружится голова, а то и тошнота (привет Сартру!) начнется. Героиня Во, Агата Рансибл, попав на гонках в автокатастрофу, в кошмарном бреду видит аналогичное движение по кругу, бесконечное и бессмысленное, как само существование. Любовь и дружба в этом мире обесцениваются, герои легко разбрасываются признаниями и обещаниями, в которых нет ни капли истинного чувства. Здесь, например, можно продать невесту сопернику, потому что хозяйка гостиницы предъявила счет, а тебе нечем платить. Герои постоянно твердят друг другу "божественно", но сама идея бога здесь отсутствует напрочь. Gott ist tot, его место заняла миссис Оранг. Когда она призывает свою паству "оглянуться на себя", разве кто-то из них задумывается о душе? Где уж там, все их помыслы только о мерзкой плоти…
Одним словом, веселье от первых глав романа довольно быстро сменяется тягостным ощущением расползающейся по швам реальности. Когда подбираешься к последним страницам романа, самоубийство Саймона Балкэрна на фоне всеобщего безумия уже не кажется таким уж бессмысленным поступком. Завершение его жизни, бесспорно, было ужасно – но разве не ужаснее выглядит счастливый конец, ожидающий оставшихся в живых героев?
9501