Рецензия на книгу
The Circle
Dave Eggers
svetavasilyeva6 апреля 2017 г.СФЕРА
Главная героиня в этом романе не является положительным персонажем. Для жанра антиутопии это - совсем не плохо, однако, в данном случае, к сожалению, главный недостаток Мэй - это глупость. Она даже не пытается критически мыслить и не контролирует то, что с ней происходит. Мэй - закомплексованная девушка, очень зависимая от мнения окружающих. Она как пластилин, готова подстраиваться под кого угодно, лишь бы заслужить одобрение. На работе она все время тушуется и из кожи вон лезет, чтобы всем понравится. Мэй ни разу не проявила своей индивидуальности и не высказалась откровенно. Она «проглатывает» абсолютно все, что предлагает ей Сфера. Если в начале романа Мэй просто безропотно принимает все условия своих работодателй, то в дальнейшем она уже с энтузиазмом хватается за новые проекты Сферы и сама "фантанирует" идеями. Она как зомби, как говорящая голова озвучивает идеи, которые ей подсовывают Волхвы. Им, конечно, с ней повезло. Она - идеальная дурочка. В те редкие дни, когда Мэй покидает Кампус и приезжает домой, где, к слову, героиня общается только со своими родителями и с бывшим бойфрендом Мерсером, она все время выпендривается своей престижной работой. Мэй постоянно выпячивает то, насколлько вовлечена в свою работу. Ну, то есть во время семейного ужина Мэй сидит, уткнувшись в телефон, и безостановочно читает вслух «остроумные» комменты незнакомых людей - своих подписчиков. На мой взгляд, единственное что есть интересного во всем романе, - это споры Мэй и Мерсера. Именно в этих местах в книге мелькают некоторые разумне мысли. Мерсер, пожалуй, единственный персонаж, который не то, что бы мне симпатичен, но, вообще, достоин внимания. Потому что все остальные - под стать главной героине. Я имею в виду, что все они наделены такими же плоскикми характерами и ведут себя нелогично. Например, Энни. Она, вообще, не похожа на живую женщину: работает 24 часа в сутки, никогда не спит, у нее всегда превосходное настроение, она всегда готова тусоваться, и она обладает громадным вдиянием в Сфере. Вообще, Энни - настоящая Мэри Сью, и странно, что не она главная геоиня. До середины романа у меня сохранялось подозрение, что Энни - какая-то мистификация. Она несколько раз сама упоминала в разговоре с Мэй, что не понимает, почему занимается в компании тем, чем занимается, и как ей удается быть настолько популярной. Я все ждала, когда же тайна Энни откроется, но (какое разочарование) никакой тайны не было.
И, наконец, к самой Сфере, самой этой грандиозной организации у меня тоже есть несколько вопросов. В том, что описывается в романе, я, в принципе, не вижу ничего феноменального. Я имею в виду, что все упоминаемые «чудеса техники» давно уже присутствуют в нашей реальной, повседневной жизни. Кстати говоря, пока я читала роман, мне захотелось все-таки купить себе этот модный браслет здоровья. По сути, Сфера - это сборище людей, повернутых на социальных сетях. Сфера занимается только тем, что оценивает социальную активность своих сотрудников: она зачем-то выдумывает все новые и новые количественные показатели, измерители популярности, индексы активности и прочая, прочая. А еще меня насмешило, что продвижение Мэй в по службе сопровождается тем, что перед ней ставят очередной новый монитор. Когда их стало пять штук, это уже перестало быть интересным. Да ладно, это произошло уже после третьего… На протяжении романа нам показывают, как Сфера совершенствует свои идеи: всеобщий контроль, открытость, прозрачность, полнота… Нам показывают, каким образом из безобидного проекта объединения всех ваших социальных сетей в интернете в один аккаунт вырастает система всеобщего тотального контроля, и каким образом люди постепенно привыкают к жизни, где все следят за всеми. Однако, в середине романа я поняла, что в книге как-то … ничего не происходит. То есть, автор только описывает нам мир, в котором живут герои, но никакого сюжета нет, нет никакого развития. Автор свалил в одну кучу все вопросы, которые у него были по поводу растущей популярности социальных сетей, и не дал ни одного ответа. Очень много разных идей, и нет ни одной истории. Это очень разочаровывает. Разумеется, автор все-же пытается создать интригу, и в романе есть герой-антогонист, и это - Кальден. Только вот, каждый раз когда он появляется, повествование начинает отчаянно «буксовать». Я даже считаю, что описание сближения Мэй и Кальдена, это - самый большой провал в книге. Вся эта ситуация нисколько не интригует, а только вызывает недоумение. Судите сами, героиня очень ценит свою работу и постоянно боится, что ее могут уволить. Однако, этот страх не мешает ей прямо в Кампусе компании заниматься сексом с человеком, которого она по имени даже не знает, и в котором сама же подозревает промышленного шпиона. Что-то более нелепое сложно себе представить. На протяжении всей книги у Мэй было несколько коротких встреч с эти персонажем, не больше пяти. Кальден всегда очень внезапно появляется и внезапоно исчезает. Мэй, конечно же, подключает все ресурсы Сферы для того, чтобы разыскать о нем информацию, но безуспешно. Кальден - очень загадочный персонаж. Мы не знаем ни одного факта о нем, только домыслы Мэй. Возможно, Кльден - вовсе не сотрудник Сферы, возможно, он занимается промышленным шпионажем, а может быть он - журналист… Каждый раз, когда его имя упоминалось в книге, я мысленно потирала руки и думала: «Наконец-то, сейчас начнется история, сейчас все прояснится.». Но ничего подобного не происходило, и, самое обидное, что эта линия в итоге оказалась тупиковой. В романе так и не возникает ситуация, где Кальден мог бы раскрыться, озвучить свои претензии к Сфере, хотя бы попытаться переубедить главную гнероиню. Ясно, что Кальден в романе транслирует альтернативные идеи, но он настолько пассивный персонаж, что не способен ни на что повлиять. В решающий момент Мэй его просто-напросто игнорирует. Думаю, таким образом, автор рассчитывал напугать читателя: мол, смотрите - катастрофа неизбежна. Но из этого ничего не вышло. На деле история с Кальденом - это очередная плохо продуманная, неинтересная сюжетная линия в романе.
Книга стала для меня разочарованием, но я все еще надеюсь на экранизацию. Думаю, у режисера есть шанс вытянуть этот сюжет и снять неплохое кино, все-таки книга затронула интересные темы. Одна из них - это навазчивое желание современных людей контролировать абсолютно все, и конфликт, связанный с тем, что это желание недостижимо. И вторая - это тема грубого вмешательства в личное пространство человека. Ни та, ни другая не были достойно раскрыты в книге, и теперь я рассчитываю на то, что фильм сможет предложить что-то интересное.9121