Рецензия на книгу
Мой брат Майкл
Мэри Стюарт
Аноним4 апреля 2017 г."Бойтесь своих желаний – они могут сбыться"
- именно эту фразу можно было бы использовать для неинтересного пересказа сего произведения. Камилла Хэвен, "относительно молодая женщина" двадцати пяти лет, недавно расставшаяся с супругом (от которого, судя по всему, была сильно зависима и морально, и материально), отправляется в свое первое самостоятельное путешествие по Греции. Там, как известно, все есть; вот и нашей героине на земле Эллады не хватает разве что призраков прошлого, денег и приключений. Стоило Камилле пожаловаться в письме подруге на то, что с ней никогда ничего не происходит, как буквально в ту же секунду мисс Хэвен втягивается в самую настоящую авантюру - то ли из желания сэкономить, то ли из жажды приключений, то ли из стремления помочь некому Саймону, который находится в Дельфах и жуть как нуждается в автомобиле. Собственно, на этом самом несчастном авто героиня отправляется в путь, неподалеку от пункта назначения встречает Саймона (как выяснилось позже, не того… или все-таки того?), а дальше начинается уходящая корнями в прошлое, но, слава всему пантеону богов во главе с Зевсом, довольно-таки быстро разрешившаяся история. То, что Мэри Стюарт не стала размазывать эту забористую греческую кашу больше чем на полторы сотни страниц – один из немногих плюсов романа.
Невероятно, но если бы литературные звезды сложились чуть иначе, это мог бы быть действительно интересный детектив – во многом благодаря незаезженной для отечественного читателя исторической основе (лично я не так уж много читала о Греции времен Второй мировой - да чего уж там, вообще ничего подобного именно об этой стране не читала). Если найти в себе силы отвлечься от шелухи в виде некоторых непришейкобылехвостых персонажей и скверно переведенных диалогов, то можно вместе с главной героиней, ищущей встречи с тенями мифических героев, открыть для себя несколько иную, непривычную и пугающую Грецию, населенную призраками вполне реальных, безвинно погибших людей – причем погибших от рук не только фашистов, но и соотечественников. Брат Саймона, Майкл, чье имя вынесено в заглавие книги, погиб от руки предателя.
Кроме описанного выше момента, меня мало что зацепило в романе. Не спасает его даже огромное количество отсылок к древнегреческой мифологии, над которыми в тексте иного качества, вероятнее всего, мне захотелось бы остановиться и призадуматься.
Досадно, что после блестящей и оставившей самые лучшие впечатления трилогии о Мерлине я разочарована в Стюарт как авторе детективов. Возможно, первый блин комом; возможно, во многом впечатление подпортил посредственный, вялый и лишенный вдохновения перевод. Нет динамичности, остроты, интриги, всего того, что заставляет читателя не отрываться от книги до тех пор, пока не наступит развязка. Здесь же финал кажется сначала вымученным и затянутым, а потом – чересчур резко оборванным и нелогичным. Ну не могу я себе представить, чтобы двое измученных людей, один из которых только что убил человека, а на глазах второй лишили жизни сразу двоих (труп третьего, убитого с особой жестокостью, мисс Хэвен обнаружила чуть ранее), после всего этого пошли "увязать" друг у друга в глазах, произносить многообещающие речи и любоваться статуей. Пусть древнегреческой. Пусть распрекрасной. Все равно не понимаю и не представляю.
4378