Рецензия на книгу
Легенда о сёстрах-близнецах
Стефан Цвейг
Аноним30 марта 2017 г.Греши от души!
Сплошной спойлер, товарищи!
Коротенькая, легкочитаемая и столь же легкоусвояемая новелла от Стефана Цвейга о двух сёстрах-близнецах(легенду о которых поведал какой-то местный алкаш - повествователю).
Жила-была бедная тётя-очередная Золушка, лавочная торговка, влюбился в неё бравый военачальник, не побрезговав ее социальным положением. Любовь, при монетах, все путём. Но тут призвали его снова дела делать по обязанности своей и он утёк. Та рожает на парчовых простынях двух дочерей с папенькиным шилом в одном месте, а голубь Ее суженный тем временем мятеж устроил, ибо охоч до власти был и возмутительно тщеславен. Мятежника поймали, а все его имущество превратилось в тыкву.
Девицы растут, во всем друг с другом соперничают, завистливы , не менее тщеславны чем папаня, да ещё и красивы, чертовки, и похожи как две капли воды.
Стыдясь бедности, считая, что достойна в этом бренном мире большего и лучшего, первая-Елена-покидает отчую лачугу и становится...ага,шаляй-валяй:) Блудницей, в общем. В современном мире Ее назвали бы элитной проституткой. И не зря - богатство лезет теперь у неё из всех этих самых и молва о ней идёт по всему городу, а ей только того и надо.
Вторая - София-в праведном гневе и по уши в зависти(хотя Цвейг упоминает, что она была богобоязненной девицей, но...да и как известно, у людей одно другому не мешает), дабы не остаться навсегда в тени такой удачливой сестры, решает избрать путь противоположный и становится ...послушницей, божьим одуванчиком глаза долу, помогает всем униженным и оскорбленным, не брезгует даже, как написано, прокаженными! И ей это удаётся, представьте себе! Они сравнялись, в своей народной популярности.Итак, они квиты. Но все никак не угомонятся. И тут наступает мое недоумение номер один. Какой-то это мутный и неубедительный момент, как мне кажется, - приходит София к Елене. Разумеется, не с пустыми руками. А с наставлениями вернуться на путь истинный. Зачем ей это нужно, если доподлинно известно, что сестринским нежными чувствами они друг к другу не пылают? Как-то нелепо. Ну да ладно, видимо, автору нужна была хоть какая-то связующая события ниточка.
И вот. Одна обличает, призывает, другая вдруг кается и рассказывает о великой силушке богатырской, пред которой любая дама устоять бессильна, и какая сие есть услада, и все в таком духе. И подбивает тем самым девственницу Софию, искушает, как Змий, мол, останься ты с местным красавчиком наедине, и он тебя того...не устоишь, иначе запоешь, вот те крест!
Святоша, конечно, взбеленилась, как так, если воля моя непоколебима даже и в особенности пред силушкой мужеской, и не охмурить меня телесами сынов апполлоновых, на че спорим?Так и дошли бабоньки до пари и подмены. Быть Софии Еленою назавтра до полуночи, устоит пред знатной клиентурой-навсегда расстанется Елена с жизнью греховной, Ее взяла!
Но увы...яства с перцем, флейта и красавец с розами в волосах, достоинства которого оголили прямо перед ней(сестра тонко поспособствовала), Софию и волю Ее несокрушимую сразили наповал. И что же дальше? Ни за что не догадаетесь! Не каяться в церковь она побежала, не-не. Примкнула она к ремеслу сестрицы, узнав, как многого она лишала себя до того. И жили они долго и счастливо? Отнюдь. Подстерегла их старуха-старость, извечный враг женщин, отваживающий мужчин к более младым и свежим берегам. И тут наступает самое интересное! Недоумение номер 2. Такой вариант развития событий, который предлагает читателям Цвейг, опять же кажется мне наименее подходящим в виду своей неестественности.
Сестры по неизвестной мне причине сдают все добро на благие дела, а сами становятся святыми матронами. Сомнительно, господа, сомнительно. Подобные характеры вдруг признали себя побеждёнными, что ли? Поражение от природы? Троекратное "хммммм".Боюсь, в реальности они:
вариант а: имея кучу бабла, они к этому стремились, преспокойно доживали свой век с прихлебателями и чуваками, охочими до чужого добра, а такие всегда сыщутся в достаточном количестве и качестве, что вовсе не давало бы им скучать и считать себя ущербными.
Вариант б: опустились ниже плинтуса, спились, шастали по злачным местам, вешались на шею отпетым маргиналам и бородавчатым испитым чудовищам в поиске любви и того самого, что сражает баб наповал (это если деньги у них перестали вдруг быть в приоритете, они их растратили, потеряли, отдали, не нашлось альфонсов-а разве так бывает?-и тд).Вот это мне видится более естественным природе человека, особенно женщины,особенно женщин из того же вида, что сестрицы, которые перед личной целью не остановятся ни перед чем, не обременёнными высоконравственными понятиями и тд, чем вдруг они забоялись глубины своего грехопадения, опечалились появлением морщин и все "нажитое непосииильным трудом"(ага, именно что голосом милого Шпака) решили отдать безвозмездно, то есть даром, нищему и жалкому миру и человечеству, и стали пупсяшами.
«ибо мудрость охотно посещает женщин, когда от них бежит красота.» Серьёзно?
Но может, этот жест был очередной попыткой выделиться, плодом все того же тщеславия? У меня была такая мысль, но увы, Цвейг на полном серьезе нам говорит, что «И мало-помалу в обеих сестрах совершалось чудесное превращение,», лица они прятали, пробираясь по пути истинному в тихую обитель затворничества, дабы никто не мог их узреть.И кстати, куда делась их мать, а?
В общем, мораль сей басни такова и общеизвестна:греши от души, покайся- и все пройдёт. А место в сердцах людских и в раю можно купить, даже грязненькими денюжками.
В целом, приятно было познакомиться с Цвейгом-новеллистом, почитать о людских пороках (это я очень люблю, да), нормально, хотя и ничего выдающегося (посему, вероятно, новелла не столь популярна), но 30 минут потраченных совсем не жаль, нет.
13620