Рецензия на книгу
Numero zero
Umberto Eco
HelloFromSpace29 марта 2017 г.Умберто Эко - Нулевой номер
«Нулевой номер» – это последний роман Умберто Эко, который вышел буквально за год до его кончины. С, ничуть не преувеличивая, гигантом современной итальянской культуры (ибо, как известно, занимался он не только литературой, но и наукой) я был до сего момента знаком лишь косвенно – на основе просмотра фильма «Имя розы», поставленного по его первому крупному художественному произведению, который привёл меня в полный восторг, тогда как автора оригинала, судя по всему, привёл в ярость – после него Умберто Эко строжайше запретил экранизировать его произведения вообще.
В связи со всем перечисленным, я был несказанно рад, когда в моих руках оказалась книга данного автора (да ещё и наиболее актуальная), но радость эта продолжалась лишь до поры до времени. Точнее, до того момента, когда я впервые погрузился в её чтение…
Первую половину этой весьма небольшой работы можно охарактеризовать двумя яркими словами: скука смертная. Диалоги, описания, сюжет – всё находится на таком простейшем уровне, что складывается впечатление, будто бы это писал некий начинающий, да ещё к тому же и бездарный бумагомаратель. Естественно, что никакого интереса чтение такого текста не пробуждает.
Я отдельно отметил скуку первой половины книги не потому, что стиль второй её части резко переменился и слог автора вкупе с происходящими событиями заиграли новыми красками. К сожалению, нет. Преимущество второй части в том, что в ней Умберто Эко выстраивает конспирологическую теорию о том, что в конце Второй мировой войны Бенито Муссолини не был казнён, а ещё добрых 25 лет скрывался то ли в Ватикане, то ли в Аргентине, дожидаясь готовящегося переворота и возвращения к власти. Лично я, конечно, к различным теориям заговора отношусь крайне скептично, но в книге, помимо прочего, также излагается и официальная версия последних дней жизни дуче. Я же с ролью Италии во Второй мировой знаком крайне поверхностно, поэтому мне было интересно узнать что-то новое об итальянском диктаторе и главном идеологе фашизма.
Кроме того, основной мотив произведения – работа современных СМИ (хоть в книге речь и идёт о 1992 годе): частичное выдумывание материала, «забивание» важных, но неудобных событий на задворки газет, шантаж информацией, ориентация на глупого и необразованного потребителя и многое другое. Вот только написано всё это, как я уже выразился, неимоверно скучно и абсолютно безынтересно. Очевидно, что столь самобытной темой можно было захватить читателя в разы сильнее.
В заключение я хочу лишь понадеяться, что более ранние произведения Умберто Эко написаны не столь удручающе. Ну а «Нулевой номер» я постараюсь больше не вспоминать.
393