Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маара и Данн

Дорис Лессинг

  • Аватар пользователя
    Аноним28 марта 2017 г.

    Странная книга. Как будто автор так и не определилась, что хочет написать: сказку о двух сиротках или суровый постапокалипсис. Вот и вышла смесь из дурно пахнущего реализма, слабенькой фантастики и наивной сказочной мудрости.

    Первое просто надоедает в какой-то момент. Зачем акцентировать внимание на том, как давно героиня не мылась, если никто не моется - вода в дефиците? С точки зрения Маары это не должно быть трагедией. Зачем уточнять, какого цвета была её моча, если можно было просто сказать "ей стало лучше"? Меня подобные детали не шокируют, но это как раз тот случай, когда стремление к гиперреализму играет против автора. А то как все мимопроходящие мечтают сделать из Маары свиноматку? Как будто мало женщин-махонди умирает от жажды неподалеку. Хватай да отпаивай. А если уж всё так реалистично, то почему в голодуху Маара боится, что её кинутся насиловать, а не жрать? Ни одного каннибала на всё голодное Южное полушарие! Простите, конечно, но это не реализм.

    Почему же фантастика "слабенькая"? Потому что больше похожа на фэнтези. В описанном Лессинг мире знания скатились до уровня ниже-плинтуса-а-что-такое-плинтус. Что тут объяснять, если обучение детей в школе строится на системе "Что ты видел сегодня?". Представляете, насколько ограничен кругозор у человека, никогда не покидавшего свою деревню?
    Понятно, что в таких условиях Маара (герой-репортер) никак не могла выдать нам историческую справку о том, как же мир докатился до текущего состояния. Тем не менее, в конце её путешествия я надеялась получить ответы хотя бы на некоторые вопросы. Однако их нет. И всё, что мы знаем об этом мире приходится просто принять как авторский замысел, а не логическое построение.

    Что же до мудрости и наивности... Сюжет как всего романа, так и отдельных арок весьма прост. Путешествие, взросление, поиск себя (своего настоящего имени). При внешней кажущейся жесткости происходящего это всё-таки сказка. Если бы персонажи вокруг Маары вели себя как нормальные озверевшие люди, путешествие её вышло бы гораздо короче. Но, то её враги вдруг забывают о ней, то совершенно незнакомые люди одаряют деньгами, то рабство превращается в пансион... Впрочем, эти странности легко воспринимать как должное, поскольку и сама Маара словно не от мира того. Вроде бы, она помнит, как потеряла родителей, она тянула на себе младшего брата, росла среди врагов... Откуда эта блаженная наивность? Даже её брат, Данн, изменчивый, травмированный и жестокий выглядит аутентичнее в суровом и странном мире Дорис Лессинг.

    7
    350