Рецензия на книгу
Участь Эшеров
Роберт Маккаммон
Аноним27 марта 2017 г.В тёмном-тёмном лесу есть тёмный-тёмный дом с тихой-тихой комнатой...
Между написанием нежно любимого мною Голоса ночной птицы и «Участи Эшеров» прошло почти двадцать лет. И что я могу сказать – эти две книги можно рассматривать как доказательство того, насколько автор может усовершенствоваться, насколько много даёт практика, насколько оттачивается мастерство. Всё, за что я так люблю «Голос», в «Участи» в лучшем случае отсутствует, а в худшем – вообще является слабыми местами книги. И в какие-то моменты только осознание того, что автор может лучше, я точно знаю, гнало меня читать дальше.
Но начнём по порядку. «Участь Эшеров» - это такой гигантский винегрет, в который автор впихнул всё, о чём только вспомнил. Что здесь имеется:
- ведьмы, колдуны и их потомки;
- сатана или некий собирательный образ зла;
- большой и таинственный дом с перемещающимися коридорами и закрывающимися дверьми;
- семейный Недуг;
- развалины таинственного города на горе и Король горы;
- сны, глюки и кошмары;
- герои местного Эшерлендского фольклора вроде Страшилы и Жадного Желудка;
- пропадающие дети;
- выпотрошенные животные;
- инцест и каннибализм.
Это я перечислила только то, что имеет отношение к мистической и хоррорной составляющей, а в книге есть ещё сюжет и моральные терзания. Очередной патриарх рода Эшеров умирает, в семейное гнездо съезжаются наследники: писатель-неудачник Рикс, пьяница-сволочь Бун, вроде бы пай-девочка Кэт. И тут начинается (или продолжается) всё, что перечислено выше.
От такой мешанины (а если ещё вспомнить, что повествование прыгает между персонажами!) очень тяжело сосредоточиться, воспринимать что-либо всерьёз и уж тем более испугаться. Как будто смотришь фильм ужасов, в котором должны появиться призраки и девочка из «Звонка», а тебе дают зомбиков и Кинг-Конга. То есть призраки в фильме тоже есть, но появляются не в те моменты, когда нагнетается атмосфера, и весь смысл триллера теряется. А помимо хоррора, теряется и сама по себе атмосферность – ни ощущения гигантской Лоджии, ни шёпота во сне Нью, ни чувства преследования или безумия, ни-че-го. Только скука и местами вялый интерес.
Второе слабое место романа – это персонажи. Рикс, который такой весь из себя правильный, гордый и вообще пацифист, но десять миллиардов долларов же. Его братец, которому хочется въехать кулаком по роже. Сестрица, которая там чисто для галочки, эдакая периодически упоминающаяся девица, которой всё равно дали моральную проблему. Персонажи из прошлого, о которых читал Рикс, вызывали больше эмоций и сочувствия (или ненависти) своей живостью. А герои второго плана, вроде журналистки и мальчика Нью, казались простым набором тропов, стащенных с посвященного поп-культуре сайта.
В общем, по итогам получилось что-то странное. Это не самая плохая книга, но её просто незачем читать. Напугать читателя у автора не получилось, морали здесь нет, персонажи не стоят внимания, язык простой и незатейливый, а скука присутствует от первой до последней страницы.
В общем, meh.
14252