Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним24 марта 2017 г.Нас окунают в "Океан..."
У Н.Геймана и конкретно этой книги много поклонников, и наверное, заслуженно. «Океан…» даже вошёл в список премии «Иностранная литература» 2017 года, как одна из важных для XXI века книг. В ней есть многое, что нравится читателям: интересный и даже напряжённый сюжет, необычные герои, протяжная нотка ностальгии по детству и чуду.
«Все это время я стремился к дому, который давно ушел из моей жизни».Мне же не даёт покоя, что эта вещь очень нарочитая, искусственно сделанная, хотя и кажущаяся весьма искренней. Конечно, любой писатель, из-под пера которого выходит далеко не шлак, обдумывает своё творение, что-то меняет, дорабатывает. Идеальный вариант, когда читатель обо всём этом и не догадывается. Здесь же осталось ощущение, что книга сделана по точному рецепту, где каждая составляющая взвешена на электронных весах и просчитана на калькуляторе.
Начнём с главного героя. Это безымянный семилетний мальчик, в котором многие читатели склонны видеть alter-ego автора. Вполне может быть. Почему он так обезличен? Пусть повествование ведётся от первого лица, но ведь никто из других персонажей к нему тоже никак не обращается. Это подчёркивает его ненужность, одиночество? Вспоминаю такого же одинокого (пусть и в нормальной, полной семье) мальчика из другой книги, другого времени, другой страны, ровесника героя «Океана…» У него тоже нет имени, ведь Малыш – это не имя, а милое домашнее прозвище.
Автор прямо-таки погружает нас в пучину печали, как в океан.
«На мой седьмой день рождения никто не пришел. …Когда стало ясно, что никто не придет, мама зажгла свечи, и я их задул».Конечно же, жаль мальчишку, который сидит за большим накрытым столом, сам открывает главный приз за игры для большой компании. Мама и торт заказала в виде книги,
«дама из булочной удивилась — они еще не рисовали на тортах книги, в основном для мальчиков заказывали футбольный мяч или космический корабль».Читателям, безусловно, становится ещё сильнее жаль героя, ведь сами тоже любят книги так же, как и он. И вот тут и закрались сомнения, что нами просто манипулирует автор. Он поймал нас на эту жалость и держит на крючке, таща за собой дальше на этой леске, которую вроде бы и не видно. Зачем было придумывать такой день рождения для человека, у которого друзей просто нет? Разве не ясно было, чем всё закончится?
Тут же наш герой вспоминает о младшей сестре отца, водившей его на балет. И вскользь:
«Вскоре она умерла в больнице от лейкемии».Если вы ещё не плачете, дорогой читатель, то вот вам следующий абзац:
«В тот вечер отец вернулся с работы и принес с собой картонную коробку. В коробке был пушистый черный котенок непонятного пола, он тут же получил имя Пушок и всю мою любовь без остатка».Кстати, у Малыша тоже появится друг – ему наконец подарят долгожданного щенка.
С крючка вас так и не снимут. Мало того, контрольный в голову: Пушок тоже быстро исчезнет из жизни маленького героя. Зато в его жизни будут появляться мало приятные и даже страшные персонажи и происходить трагические истории. И как тут снова не вспомнить фрекен Бокк, домомучительницу в доме Малыша, в связи с принятой на работу одной особой? Только у Геймана всё жёстче, страшнее и совсем не смешно.
В этом мрачном мире всё же найдутся и настоящие друзья, готовые прийти на выручку, и место, где будет спокойно и уютно. И тут я снова о нём – о Карлсоне и его крыше, где Малышу было так хорошо. Постоянно лезли в голову эти параллели и мешали по-настоящему восхищаться.
И события, и персонажи, как это бывает в фэнтези, перетекают из действительности в ирреальность, кое-кто окажется совсем не тем, кем казался поначалу.
В целом меня не покидало ощущение, что писатель, став взрослым, решил расправиться со всеми своими детскими комплексами, выплеснуть их на бумагу и сжечь(зачёркнуто) издать.747