Рецензия на книгу
Неподведенные итоги
Эльдар Рязанов
laruchik23 марта 2017 г.Итоги
Некоторые книги читаются на одном дыхании - потому что все это так или иначе происходило в твое время, ты был свидетелем, ты рос духовно вместе с героями его фильмов. И каждый год в Новый год мы смотрим "Иронию судьбы", с моей взрослой дочерью, которая говорит по русски хуже чем по английски и французски, но все же готова смотреть это фильм снова и снова.
Режиссер, который чувствовал тонкую грань между образом святого и ханжи. Который мечтал снять "Мастера и Маргариту". Как раз и понадобилось бы его умение сочетать сатиру и лирическое. И даже при недостатке технических средств, я уверена, у него бы могло получиться.
Книга показывает разницу между видением режиссера и зрителя. Многие работы, которым он уделяет важное внимание в своем творчестве, мне как зрителю, не приносят удовольствия: фильмы "Гараж", "Небеса обетованные", "Дорогая Елена Сергеевна". И дело тут, как мне кажется, не в отсутствии любовной ингтриги, а в слишком явном подтексте проблемы.
Вы можете мне возразить: в "Берегись автомобиля" тоже нет любовной интриги, и проблема озвучена, но решение задачи настолько неординарное, игра Смоктуновского настолько гениальна, что фильм волнует всегда.
Крупный режиссер, как и крупный поэт или писатель, не может не быть гражданином. И те три фильма - это выражение гражданской позиции Эльдара Рязанова, и в этом я с ним заодно. Его гражданская позиция, его горечь за свою страну и свой народ, его последнее пиьсмо, завершающее книгу - это крик о беззакониях, о коррупции, о разворованном прошлом.
Я очень благодарна Эльдару Рязанову, что он нашел в себе силы не швырнуть свои обиды в лицо вышестоящим, кто издевался и не давал спокойно работать, а пошел по пути компромисса, создавая свои лучшие работы. Кроме того, некоторый процент препятствий на пути художника помогает выстрадать свою идею более глубоко. Нет препятствий - нет интереса, художник должен быть всегда голодным. В мире вседозволенности рождается искусство современных выставочных залов, на осмотр которых жаль потраченного времени.
У него был необыкновенный талант. Талант подбирать актеров, слушать их и позволять им творить, талант психолога. И огромное трудолюбие.
Я много узнала интересных фактов. Самые интересные открытия, возможно, о фильме "Жестокий романс" по "Бесприданнице" Островского. Я даже представить не могла, что фильм подвергался такой жесткой критике. Нельзя ставить произведение классика, если кто-то до этого уже снял фильм по этому произведению? У каждого режиссера - свое видение, свои средства, свой бюджет.
Спасибо, Эльдар!2279