Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Hammer

K. J. Parker

  • Аватар пользователя
    medvezhonok_bobo21 марта 2017 г.

    Уже третий роман К. Дж. Паркера занял место в списке прочитанного, и мне по-прежнему хочется совершить жертвоприношение в его честь. Если бы мне предложили выбор между автором с одним шедевром и автором с рядом качественных работ, я бы подумал и выбрал последнего. Проза К. Дж. Паркера напоминает изделие мастера-ремесленника, где все точно рассчитано и подогнано, и нет никаких сомнений, что и другие его творения не подведут. Есть уровень, за пределы которого она может выйти только вверх, а вот ниже - блок. Ясность идей, четкость стиля, отсутствие лишнего украшательства. А еще К. Дж. Паркер умеет писать фэнтези не только в форме трилогий. Такие люди до сих пор существуют! Правда, стоит оговориться, что к фэнтези его истории имеют формальное отношение, основанное лишь на том, что действие происходит в другом мире. Эльфов и гномов здесь нет, как нет и магии. Зато есть люди - как настоящие, и то, что они вытворяют друг с другом, никаким магам не исправить.

    Действие разворачивается на безымянном острове, где существует маленькая колония. Первоначально она создавалась для освоения местных залежей серебра, в итоге не оправдавших ни ожиданий, ни затрат. Единственная связь колонистов с большим миром - торговые корабли Компании, прибывающие по графику, чтобы забрать очередную партию скота. Сонное бессобытийное течение жизни иногда нарушают разбойничьи рейды соседей - опального аристократического семейства мет'Ок, бежавшего сюда после некой революционной смуты на родине. Проблема в том, что Компания не разрешает колонистам иметь любое оружие серьезнее вил и граблей (да и те можно приобрести только у торговцев той же Компании по непомерной цене). Поэтому к очередному набегу и краже нескольких голов скота относятся философски - всех не уведут, к тому же, все равно поголовье принадлежит Компании.

    Мет'Ок - идеальный портрет аристократов в изгнании. За семьдесят лет позолота истерлась, дорогие ткани обтрепались, вина заменил самогон, но фамильная честь и положенная по статусу гордость только умножились. Низведенные до фермерского образа жизни члены семьи считают ниже своего достоинства вести торговлю и вообще какие-либо дела с колонистами, предпочитая брать то, что им нужно, силой. Кроме высокомерия, мет'Ок владеют огнестрельным оружием, что дает им автоматический перевес в любом возможном конфликте.
    Однако, внутри семьи не все ладно. Одержимый желанием триумфального возвращения домой патриарх пишет безответные письма бывшим соратникам на родине. Старший сын, Стеномай, как титан Атлас, держит на плечах все бремя неумолимо разваливающегося хозяйства. Средний сын, Лусомай проводит время за охотой и добычей продовольствия, что подразумевает набеги на фермы колонистов. Младший сын, Гигномай до поры мучается бездельем, ворует из фамильной библиотеки книги и тайком уносит их своему единственному другу в колонию. Именно в нем бьется искра, грозящая обернуться пламенем перемен, сметающим все на пути.

    Вялотекущее в дебюте повествование убаюкивает, суля конфликт "деревенского" масштаба. Главное, не рисковать и не откладывать книгу в сторону. Уже знакомым с творчеством автора это под силу, ведь К. Дж. Паркер без сюрприза не оставляет. Впрочем, готовность к неожиданностям все равно пасует перед удивлением, когда из темного угла памяти в сюжет вываливается отвратительного вида скелет. Происходящее внезапно предстает в ином свете, и больше нет и следа ощущения местечковости. Есть план инженерного проекта, существующего в двух измерениях: буквальном и скрытом ото всех, кроме разума главного инженера. И в этой схеме детали - люди.

    Может ли "плохой" поступок привести к "хорошим" последствиям? Как далеко можно зайти в установлении справедливости? Оправдывает ли такая благородная цель любые средства ее достижения? Что чувствуют гвозди по отношению к молотку? "The Hammer" - многоплановая история с характерной авторской четкостью изложения и компактностью.

    14
    130