Рецензия на книгу
На вершине все тропы сходятся
Фланнери О'Коннор
Аноним16 марта 2017 г.В последнее время мне везет на отменные книги. Еще одна, пополнившая список – сборник рассказов американской писательницы Фланнери О’Коннор «На вершине все тропы сходятся». Книга попалась на глаза совершенно случайно. Имя писательницы ни о чем не говорило, но упоминание в аннотации направления «южная готика» сразу заинтриговало. Этот жанр развился в США в первой половине ХХ века, вобрав в себя мистические настроения классического готического романа, с одной стороны, и обращение к социальным проблемам Юга, с другой. На выходе имеем рецепт увлекательнейшей прозы с постепенным нагнетанием сюжетного напряжения, великолепной отрисовкой психологических портретов персонажей и колоритной панорамой жизни американского Юга, несколько десятилетий тщетно пытающегося переварить реформу освобождения рабов. Слог О’Коннор великолепен. Она, как пересмешник, воспроизводит голоса обитателей южный штатов: прижимистых плантаторов, разбогатевших негров, «белых голодранцев», работников ферм, проповедников, врачей - всего того люда, что составляет самую соль юга США. В фокусе писательницы непростые взаимоотношения поколений внутри семьи, совершенно по-разному воспринимающих расизм и социальное неравенство. Это тот случай, когда близкие по крови люди будто говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга и не находя сил примириться с изменившейся действительностью. Отсюда боль, обида, разбитые мечты, обманутые надежды и судьбы, которые разметало сухим горячим южным ветром. Напрасно герои пытаются вновь обрести жизненный якорь, цепляясь за обломки прошлого. Напрасно делают вид, что ничего не изменилось. Вокруг них неумолимо растет новый мир. Мир скоростных автобанов, заправочных комплексов, мотелей, гипермаркетов. Мир эффективных стремительных решений, где все делается наспех, набегу. Мир, где тот, кто не успевает бежать наравне со всеми, остается вне игры. Эта новая Америка небоскребов и капитала постепенно сжирает Америку одноэтажную, не оставляя ей ни единого шанса на существование. Как не оставляет шанса своим глубоко отчужденным от современного общества персонажам сама О’Коннор. Этой честностью и подкупают ее рассказы. Если вы хотите знать, что стало с Югом спустя несколько десятилетий после «Унесенных ветром», рассказы Фланнери О’Коннор определенно для вас.
2769