Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Спектр

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    HidoiChan12 марта 2017 г.

    В рецензии много спойлеров.

    Лукьяненко я читала и до этого, а фантастика и вовсе является моим любимым жанром, поэтому я смело взяла книгу в руки, не сомневаясь, что меня ждет качественное интересное чтиво. Уж чего я не могла ожидать - так этого.

    Сюжет книги завязывался стандартно, не вызывая никаких подозрений. Классический детектив в фантастическом мире. Развивайся этот детектив в рамках разумного - и критиковать было бы нечего. Но уже на Прерии-2 мы понимаем, что искать мы будем вовсе не пропавшего подростка, а нечто совершенно иное.

    Итак, Ирочка... Всю книгу автор словами главного героя рассказывает о ней, как о чем-то умном, зрелом и целенаправленном. И даже мой мозг услужливо подсовывает мне картинку миловидной девушки лет может 30ти. Но стоит Ирочке сделать движение, сказать фразу как я сразу же вспоминаю, что это 17-летняя девчонка. Вы видели этих девочек? Это не женщина, в ней нет разума, нет утонченности и зрелости, того, что способно заинтересовать мужчину, нормального зрелого мужчину. И среди сцен с этой полоумной дурой звучат ее фразы, дополняя образ, так тщательно нагнетаемый автором - "Хороший табак", говорит она. Да откуда, милое дитя, ты знаешь запах хорошего табака? Какие жизненные перипетии научили тебя так залихватски пить коньяк из фляги? Почему каждая инопланетная раса готова предоставить тебе лаборатории, инструменты, космические корабли для твоих глупых детских изысканий? И что так серьезно подготовило тебя к этому путешествию? Почему по приходу на Библиотеку твои припасы были разделены наполовину? Какие книги ты читала? Кто тебя учил? Книга нам отвечает - никто. Единственные задокументированные сведения в Спектре были у отца Ирочки, и те, по словам ГБ - "сплетни, прошедшие лишь грубый фильтр". Мы получили сырого персонажа, из которого автор наперекор сюжетной линии и образу косвенными методами пытался слепить нечто совершенно иное. В моем видении, если именно такое начало истории так необходимо, почему бы Ире не быть взрослой самостоятельной дочерью заказчика, являясь при этом научным сотрудником каких либо институтов... Тогда бы многие претензии из перечисленных отпали.

    Что же ожидает нас в самом сюжете книги? Главные герои спасают мир. Да-да. От чего? Спросите вы. Есть какая-то угроза? Нет. Мартин бежит спасать мир опираясь только лишь на слова Ирочки. Хотя нет. Сначала Мартин бежит спасать Ирочку. Потом, с ее слов узнает, что ключники - враги. Почему? Да просто так. Это Ира сказала. И продолжает путь, уже не в поисках девушки, а в поисках разгадки. Неожиданно оказывается, что все-таки ключники не враги, но, наверное, их действия приведут к апокалипсису не только на Земле, но и на других планетах. Конечно, второй раз вести нас путем "Ира сказала" было бы слишком опрометчиво даже для этой книги. Поэтому здесь появляется Библия. Ммм, этот Великий Потоп, Вавилонская Башня, какие широкие поля для вплетания в фантастику. И возможно, если бы на этот путь нас направил какой-нибудь мудреный теолог, опираясь на сотни лет религиозных исследований, вопросов бы не возникло. Но кто проложил нам связь между событиями сегодняшнего дня и Библией? Правильно... И уже в конце, самом конце мы неожиданно приходим к тому, что гонка-то была за всемогуществом. Нет, мы не открещиваемся от возможного апокалипсиса, хотя нам объяснили, что его теперь не будет. И быть его не могло. Все действия, все, что мы прочитали, все, от начала и до конца, было бессмысленно. Если бы Мартин не сдвинулся с места в начале, если бы вернулся домой после Библиотеки с чипом Иры и взялся за другое дело - было бы то же самое. Никто ничего не изменил. Высшая цель не была достигнута. Ее самой-то и не было. Так о чем, о чем же мы читали книгу? О глупых и бесплодных попытках пойти туда, не знаю куда... Хотя нет, было одно завершенное действие - апокалипсис на Шеали. Потакая подстреканиям глупой девки, главный герой делает с чужой, незнакомой ему расой то, что делать права даже не имел. И с чувством собственной гордости уходит в закат. Лучше ли станет жизнь на Шеали? Возможно. Но правильный ли это был поступок? И скажет ли кто-то за это "спасибо"? Сомневаюсь.

    Теперь о хорошем. Мне очень понравились экскурсы в кулинарию. Когда я читала, как Мартин готовит рисовую кашу, мне стало завистно от того, что я не умею так наслаждаться простыми вещами. Так изысканно и со вкусом подходить к завтраку - это талант. И это было очень красиво. После прочтения книги так сильно захотелось попробовать холодную конину и конечно, дичь))

    Без сомнения, автор написал великолепную вселенную. Разнообразие миров и рас, которые он описывал, занимает воображение и затягивает своей глубиной. Меня покорил мир дио-дао. Идеально продуманный, захватывающий, увлекательный. Поражает их мировоззрение, их взгляды на жизнь. Придумай кто-либо существо с жизненным циклом длиною в полгода - оно было бы неразумным. Невозможно за полгода дорасти до каких-либо знаний, невозможно двигать научный прогресс. И автор подарил им наследственную память. То, что поменяло все.

    Если бы эту книгу написал не Лукьяненко оценка была бы выше. Я бы подумала, что книга рассчитана на аудиторию помладше и спустила ей многие огрехи. В принципе, создается ощущение, что мир и описательную часть писал он, а вот сюжет на эту картину наложил какой-то недалекий болван. Что же, очень обидно и очень жаль...

    6
    144