Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Квинканкс. В 2 томах

Чарльз Паллисер

  • Аватар пользователя
    Аноним28 февраля 2017 г.

    Чисто английские приключения

    Совершенно не понятно, как относится к этой книге. Например, очевидно, что недостатков у неё больше, чем достоинств. С другой стороны, с ними, как бы это сказать, быстро миришься, что ли. И начинаешь оправдывать повествование, пытаясь отыскать в романе позитив.

    Во-первых, - объём. И во-вторых, тоже. Ну нельзя в наш торопливый век писать двухтомники. Кто такие будет читать? А издавать? Я понимаю, в эпоху Ч.Диккенса все с нетерпением ждали очередной номер какого-нибудь "Bentley’s Miscellany", чтобы скорее открыть очередные несколько глав "Оливера Твиста" или "Больших надежд". Но это тогда, целых полтора века назад, когда живы были ещё толстые журналы.

    Кстати, о 19 веке и стилизации под викторианский роман. Её обнаружить не удалось, хоть аннотация таковую и обещала. Скорее, здесь, как показалось, не столько стилизация, сколько нагромождение шаблонов, клише и штампов, позаимствованных из литературы того времени. Вот тебе и главный герой-мальчишка, и провинциальное дворянство, и предательство, и деревенская пастораль, и лондонские трущобы, и бандиты с ворами всех мастей, и работные дома с ночлежками, и богатство богатеев с нищетою нищих, и даже бедлам с врачами-негодяями. И майорат, вокруг которого закручена вся эта чисто английская история. Кажется, вроде все лекала на месте, а картинка не сложилась. Роман скроен добротно и с множеством букв - но нашим современником, и это сомнений не вызывает.

    А современник этот, надо признать, расстарался. Возможно и правда, что книга писалась 12 лет. Но ведь слишком хорошо - это тоже не всегда хорошо. Сюжет динамичный, однако излишне перегружен событиями, которых, несомненно, хватило бы ещё на две-три произведения. От количества персонажей хватаешься за голову. От того, что человеческая глупость и безграничная доверчивость, из раза в раз оборачивающиеся трагедией, определены на роль главного двигателя сюжета - тоже. И ещё от растянутого повествования, которое хочется как растёкшееся тесто сбить в одну кучу.

    Так себя вести, принимать такие решения, как Меламфи-Клоудиры - и врагов не нужно. А враги-то повсюду. В какой-то момент просто перестаёшь верить, что столь значительное число людей может быть вовлечено в заговор против мальчишки. Практически все, кто ему встречается на пути - либо один из его дальних/близких родственников, желающих погубить потенциального наследника, либо их наймиты. Бывает ли так в жизни? - наверное, нет. Также сложно поверить в реальность случайных совпадений, нередко сталкивающих в нужное время в нужном месте несводимые концы сюжета. Ну и периодически являющийся в разных обличьях Deus ex machina - куда без него.

    Всё это вкупе с многочисленными и не однажды разными людьми рассказанными нюансами и особенностями наследования в английском праве вкупе с юридическими тонкостями использования кодициллов и прочих завещаний. Растянутые не на одну страницу, они провоцируют желание бросить этот ваш "Квинканкс" с чистым сердцем и забыть как страшный сон.

    Но ты не делаешь этого, а дочитываешь до конца. А потом ещё, несмотря на неподдающийся разумному осмыслению финал, в рецензии ставишь книге "четвёрку".

    Почему "четвёрку"? А за умение рассказывать. Ч.Палиссер умудрился так написать свой роман, что он при всём при том не просто не вызывает отторжения, а проглатывается в максимально короткие для столь пугающего объёма сроки. Что поделаешь - талант...

    13
    144