Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повелитель мух

Уильям Голдинг

  • Аватар пользователя
    Hermanarich27 февраля 2017 г.

    Оказалось это фанфик

    Никогда не думал, что книга, на секунду, отмеченная нобелевской премией (хотя мы уже поняли, что нобелевка по литературе ничего не гарантирует, и ничего не обещает) окажется обычным фанфиком к бесконечным юношеским клонами Маугли, заполонившим книжные полки в Британии полвека назад. «Глубина замысла, тонкая грань цивилизации, напыленная на животное-примата узконосую обезьяну» - будь это написано не в ХХ веке, а лет на сто раньше, когда действительно ребенок воспринимался чистым, как табула раса, и все деструктивное поведение подростка объяснялось лишь влиянием среды - я бы понял восторг нобелевского комитета. Но в ХХ веке, когда и Юнг, и Фрейд основные произведения написали, когда мы узнали, что дети суть маленькие звери, и только социум может сделать из них членов социума (прошу прощения за невольную тавтологию, когда есть современный и удобный термин «социализация») - не очень удачная литературная обработка данной простой мысли не должна удостаиваться таких восторгов. Английская же литературная традиция, с закрытыми раздельными колледжами, с бесконечной дедовщиной (в т.ч. и на сексуальную тему, о чем тоже написано немало), настолько богато исследовала эту тему, что в Повелителе мух ничего нового отыскать решительно не удается. Так что с сюжетной точки зрения искать здесь нечего.
    Может книга обладает каким-то невероятным языком? Увы, создается ощущение, что писалась повесть, которую искусственно раздули до подобия романа. Описательная часть, привнесенная в произведение явно на поздних этапах, избыточна и просто утомляет. Тем более никакой палитры к образу острова она не добавляет, а, скорее, служит утилитарной цели увеличения объема. От водоворота имен начинает рябить в глазах, учитывая что живых персонажей не больше 5, а остальные просто массовка. Сюжетные повороты не обусловлены внутренней логикой героев, создается ощущение, что писалось экспромтом, без четкого плана и заранее известной фабулы, а под конец читателя ждет огромный рояль в кустах.
    Я поздно прочитал это произведение, и его нобелевский успех могу объяснить только впавшим в маразм жюри, присудившим премию книге, которой желательно бы было появиться на сотню лет раньше. И даже это бы не добавило ей какого-то философского налета. Хотя в излагаемом наборе банальных для середины ХХ века мыслей экзальтированные читатели умудряются находить что-то для себя новое. С какой же ступени надо стартовать? Прочитать Жюль Верна и больше ничего? Загадка.

    26
    431