Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним26 февраля 2017 г.Эта оценка не творчеству признанного мастера слова, а отражение моих субъективных впечатлений от конкретной книги. Я через силу читала это произведение на протяжении месяца, ускоряясь на главах с историческими вставками и еле-еле продираясь через основной сюжет.
Удивительно, но читать вставки про зодчество и историю строительства Собора, описание Парижа 15 века, по большей части, мне было действительно интересно и познавательно. Особенно понравились рассуждения о зодчестве и книгопечатании. а также хорошо удавалось представить себе Париж того времени по инструкции писателя. Но иногда возникал вопрос: ну сколько уже можно, когда начнется сюжет? Такое ощущение, что автор в первую очередь ставит для себя задачу заняться образованием читателя, а художественным вымыслом наполняет пространство для отдыха). Однако я не могла представить, что сюжет вызовет у меня такое неприятие.
Конечно, как и большинство, с детства я была слегка знакома с историей Эсмеральды и ее поклонников - сначала из мультфильма, а потом из песен одноименного мюзикла. Если честно, эта история мне никогда особенно не была интересна и мюзикл я так полностью и не видела, однако всегда любила русский вариант песни "Belle". Оригинальное произведение сломало мои представления о персонажах.
Наверное, можно сказать, что это история о тяжелых временах, о том, что добротетели не выстоять под гнетом власть имущих. Но я не нашла достаточных оснований, чтобы почувствовать глубину произведения и проникнуться его трагизмом. Персонажи вызвали ряд вопросов. Далее небольшие спойлеры.
Феб. На самом деле, нет вопросов. Просто я не ожидала, что самый романтический красавчик мюзикла окажется таким г...ном (нет, вовсе не гражданином).
Клод Фролло. По идее, самый неоднозначный персонаж, этакий злой гений, но с ноткой теплоты глубоко в сердце. Мне было трудно поверить в его одержимость Эсмеральдой. Ладно, если бы это все происходило в более короткие сроки, 1-2 дня, когда страсть затмила рассудок, а разочарование превратилось в ненависть и привело к трагической развязке. Но повествование рассказывает о более длинном временном промежутке. Он же был священником и когда-то действительно верил в свое предназначение, у него была и иная страсть в жизни - алихимические опыты... По идее, он должен бы вспомнить об этом и перестать думать о глупой бабе, но вместо этого странным образом слетает с катушек.
Эсмеральда. Я даже не смогла пожалеть глупую дурочку. У меня просто в голове не укладывается, как цыгане - уличные люди, знакомые с изнанкой жизни, могли позволить себе растить девочку, которая и сама будет зарабатывать на улицах, растить ее как изнеженную дворянскую дочку, совершенно неприспособленную к реальной жизни? Это же намеренное убийство человека, какой бы красивой внешне и внутренне она ни была!
Квазимодо. А вот здесь - долой логику. Мне очень хотелось в него поверить, и я поверила. Он оказался самым светлым персонажем в этой книге, эпизоды с ним в Соборе Парижской Богоматери, полны очарования. Уродливый, грубый и необразованный, он способен адекватно оценивать себя, и жаждет любить, не требуя и не подчиняя. Казалось бы, откуда он мог знать о любви? Лично я верю, что забота Фролло (какая ирония), смогла взрастить в нем чувство благодарности и понимание о любви. Финал истории Квазимодо меня по-настоящему тронул.
С этой книгой у меня не совсем задалось, хотя образовательная часть была интересна. Однако творчество Гюго мне по душе, по душе его умение живописать историю, сочетая ее с художественным вымыслом, чтение "Отверженных" было перенесено успешно, так что в дальнейшем, я обязательно познакомлюсь с другими произведениями автора.
10214