Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    name_april21 февраля 2017 г.

    Увидеть Лиссабон и умереть

    Ремарк мне никогда не нравился. Настолько не нравился, что в какой-то момент я начала брезгливо морщить нос, когда слышала его имя, когда видела его цитатки, не могла себя контролировать, когда кто-то о нем восторгался. Все время казалось, что он пишет на одну и ту же тему по кругу, исчерпывая себя еще на первой главе. Несколько лет так было, и только недавно отпустило. Сначала я взялась за "Триумфальную арку" - и именно это книга открыла для меня Париж так, как никакая другая: образ девушки, жаждущей вырваться из своей серой загнанности и хоть немного дней посвятить празднованию жизни, стал моим, и я не могу спокойно выдерживать многое будничное без пары дней глотков его воздуха (Конечно, мои жизненные драмы ни в счет с темами Ремарка, но все же). После поездки в Португалию, я решила, что теперь пришло время попробовать еще раз и дать шанс для "Ночи в Лиссабоне"

    На мой предубежденный взгляд прочтенных пяти книг, это лучшее произведение Ремарка в контексте его творчества и в плане развития сюжета. Очень интересная находка - пересказать историю за ночь, перебираясь от бара к бару по побережью Атлантического океана, чтобы периодически давать читателю выдохнуть, отвлечься на проходящих мимо женщин и кельнеров, обсудить важный философский вопрос, сделать выводы из случившегося, в конце концов. Очень захватывающее течение истории - сама по себе, она переливается от щемящей горечи до высокого счастья, о котором Ремарк, сам признается, не может много и хорошо писать; меняются страны, меняется обстановка, меняются герои, меняется даже натяжение ниточки, связывающей их друг с другом. Это и интересно, и подкупает с первых страниц, и заставляет затаить дыхание, схватывая на лету каждую мысль героя, отслеживая балансы и переключаясь на контексты.

    А еще в этом романе отсутствуют излюбленные Ремарком штучки, за которые я его все еще недолюбливаю. Нет вездесущего кальвадоса - алкоголь в "Ночи..." лишь обычный атрибут позднего времени суток или стрессовой ситуации, при этом не заслоняющий места паштета, прогулки к консульству или посиделки в ресторане. Стенания героев по поводу их настоящего отсутствуют практически напрочь - только в конце книги Шварц задает парочку вопросов в этом самом страдальческом духе, но это все к месту, совершенно справедливо и трогательно. И главное - все повествование ни разу не провисает, не создается впечатления, что я уже где-то в какой-то из книг Ремарка это читала, и герои - люди действия, а не громких слов пережитых испытаний (под действием подразумевается что-то большее, чем пойти в ближайшую барчину, бахнуть и вести задушевные разговоры).

    И самое вкусное - развязка. Ремарк показывает, что еще остается делать такому человеку, как Шварц (и это сильно и красиво), насколько далек от него тот человек, который выслушал всю эту историю (и в плане эмпатии, и в выборе возлюбленной, и территориально, конечно), а его образ женщины выдерживает свой героический ореол до конца. Как человек, не восторгающийся Ремарком, рекомендую.

    11
    67