Рецензия на книгу
Красные цепи
Константин Образцов
Аноним16 февраля 2017 г.Вот у вас дома есть плотные непроницаемые шторы приглушенного цвета? Такие, чтоб регулировать время суток движением руки: "вжух" - и темно? Если есть, то, с большой долей вероятности, вы живете в Питере. Это прекрасное средство на случай внезапных белых ночей. У меня есть. А еще для профилактики романтических порывов у меня есть резиновые сапоги под цвет глаз, легкая аллергия на Достоевского и скидочная карта гипермаркета "Окей", где я и купила однажды книгу "Красные цепи", явно в измененном состоянии сознания.
Триллеров я не читаю почти никогда, я их порой смотрю. И чем меньше в них зауми, экранного времени и глубокого смысла - тем лучше. Да здравствует трэш, угар и всяческая кровища минуточек так на 90! Но между кинематографом и литературой - жирная черта сегрегации, двойная сплошная. Трэш в литературе для меня недопустим, как носки с сандалиями, даже если это остромодно в текущем сезоне. Неужели я-таки наивно повелась на явно рекламное словечко "интеллектуальный"? Не помню, зачем бы мне это могло понадобиться? Но в результате оказалась на совершенно чужой и незнакомой территории: что здесь хвалить и можно ли вот за это ругать, какие допущения здесь работают - совершенно непонятно поначалу. Скажешь что-нибудь против - ан это непререкаемый закон жанра. И ходи потом как дура - а это не так уж приятно.
Автор очень быстро избавил меня от рефлексии. Можно допустить, что Петербург то ли накрыло древним злом, то ли он сам его генерирует. Можно поверить, что в одной коммуналке проживают еврей-некромант, патологоанатом-некрофил, художник-некрореалист и старушка с третьим глазом на затылке (и не такое видали) Ладно, все "ненастоящие" вампиры, от Дракулы Брэма Стокера до как там звали того чувака из "Сумерек", придуманы, чтобы отвлекать внимание от истинных кровопийц a la Образцов. А уж в том, что где-нибудь в районе Сенной на тебя из подворотни могут полезть зомби, не стоит и сомневаться. Все это соответствует соглашению о допустимом. Теперь такая ситуация: возле выпотрошенного и обескровленного свежего трупа встречаются судмедэксперт ("золотоволосая" барышня с "чистым взглядом зеленых глаз") и похоронный агент (похмелье и излишне литературное имя). Она - суперпрофессионал, он к расследованию предполагаемого убийства может иметь отношение только в качестве свидетеля, а то и подозреваемого. Но это если следовать логике. если же забить, то визитная карточка - вполне уместное при данных обстоятельствах удостоверение личности, и уже через полстраницы принципиальная Алина выкладывает совершенно незнакомому Родиону все материалы и нюансы дела с картинками и графиками. Ни с того ни с сего. Это, безусловно, начало прекрасной дружбы. Но также неплохой повод наконец-то и с облегчением сказать:"не верю!" И так далее, между прочим. Поведение персонажей раздражающе неправдоподобно.
Можно очень долго и кропотливо заниматься украшательством, спекулировать на туристических аттракционах вроде дворов-колодцев и баров для своих, нагонять мраку,каждую главу начинать описанием эксклюзивного дождя, размазывать красное по серому. Конструкция сама по себе очень хлипкая и от наваленного невпопад реквизита вот-вот рухнет. Искушения дожидаться этого момента нет ни малейшего. Сбегу, пожалуй, на 327 странице. А в "Окее" стану только колбасу покупать.
+0,5 за высказывания типа:
Родители стоят между нами и вечностью. Когда они уходят, мы остаемся с вечностью один на один.Они тут отвечают за интеллект. Не считать же его признаком длинный список оккультных книжек, которые герой с кандидатской степенью по филологии (что бы это ни значило), подробно конспектирует в библиотеке, а потом подробно пересказывает героине. Нам - дважды.
26287