Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним14 февраля 2017 г.У Льва Толстого очень своеобразная философия. Она, вроде, зиждется на правильных и вполне логических жизненных выводах, но при этом выглядит малоприменимой для реальной жизни. Великий писатель и мыслитель четко зрит корень всего зла в жизни человеческого общества, но совершенно забывает об уровне самосознания обычного человека, которого, в принципе, мало интересует духовное развитие как своей личности, так общества в целом. А от того и пути выхода из безысходности бытия у Льва Толстого вырисовываются какие-то утопичные, рассчитанные на очень высокий и практически недостижимый уровень самосознания.
Вот читаешь Толстого, во многом соглашаешься с ним, но знаешь, что не будешь даже близко стараться жить согласно его учению. Почему? А потому, наверное, что тот идеалистический внутренний настрой, необходимый для "праведной жизни по Толстому", вряд ли возможно сохранять на протяжении долгого промежутка времени. Рассчитывать же на инсайт, подобный тому, что пережил главный герой романа "Воскресение" Дмитрий Нехлюдов, наш старый знакомый по повести "Юность", не приходится, ибо в жизни, как правило, подобные трансформации занимают многие и многие годы, однообразное течение которых "размазывает по стенкам" и нивелирует важность всех выводов, заставляя лишь смиряться с неизбежным, неотвратимым и общим для всех концом.
Князю Нехлюдову же катализатором для падения пелены с глаз послужило всего-навсего осознание своей вины перед проституткой Катей Масловой. Однажды, в молодости, совратив и бросив невинную девушку, которую он знал практически с детства, Нехлюдов встретил ее десятилетие спустя в зале суда уже в качестве подсудимой. Жизнь Кати Масловой после пикантной истории с князем стремительно побежала по наклонной, и через 10 лет она уже была проституткой со стажем. В результате судебной ошибки Маслова, в принципе невиновная, была осуждена на 4 года каторги. Нехлюдов, бывший одним из присяжных заседателей, через понимание своей "малой вины", неожиданно осознает свою глобальную пагубную роль в жизни Катерины. Проникнувшись чувством вины, он испытывает душевное смятение, которое прямо способствует духовному перерождению героя. Нехлюдов, не мудрствуя лукаво, находит смысл своего дальнейшего существования в искуплении. Шоры падают с глаз, все притворство высшего света вызывает душевную тошноту, князь начинает остро чувствовать социальную несправедливость общества. Он имеет желание и возможности для помощи простым людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. И он помогает. Но то, что он делает, в первую очередь, помогает ему самому обрести убеждения, что дают твердую опору в жизни и осознание правильности выбранного пути.. Прежде мертвый духовно, Нехлюдов воскресает.
Лев Толстой через размышления главного героя вскрывает, словно гнойные язвы на теле прокаженного, одну за другой многие из проблем общества. Диапазон рассматриваемых вопросов очень велик. Тут и конфликт веры в Бога с постулатами официальной религии, и вопрос несостоятельности правовой и исправительной систем, и обоснование подъема революционного движения в России конца 19 века, и проблемы нравственного и духовного выбора, и причинно-следственные связи в развитии человеческой личности и т.д. Выглядит все достаточно безрадостно и нелицеприятно. И тем не менее, об этом стоит прочитать, потому как, не смотря на разницу времен, по-настоящему мало что изменилось с тех пор. Толстой, как всегда, последователен и убедителен ровно в той мере, чтобы согласно покивать ему головой, а вот хватит ли этого запала на то, чтобы каждому читателю пробудить свой дух... Не уверен...
48730