Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чингисхан

Василий Ян

  • Аватар пользователя
    _Yurgen_13 февраля 2017 г.

    Что остаётся после нашествия?

    «Теперь же я пришел к мысли, что в моем молчании нет никакой пользы, и я решаюсь описать величайшее бедствие, подобного которому не видывали на земле ни день, ни ночь…»

    Память человеческая – странная штука. Она избирательна и даже склонна к сочинительству. Исторические мифы – прерогатива не только бедных стран. Воздействием мифа или издержками демократии можно объяснить возведение памятника Чингис-хану… в Лондоне в 2012 году! Так почтили 850-летие волка в человеческом обличье! Напомню, что за время его нашествия погибло 40 миллионов человек!
    А сейчас о человеке достойном во всех отношениях.
    Василий Григорьевич Ян (Янчевецкий) сформировался как личность в дореволюционную эпоху (он родился в 1875 году). Возможно поэтому его взгляд на прошлое иной, нежели у большинства советских исторических романистов, придавленных идеологией, боявшихся сказать что-нибудь не то, откровенно лгавших... Это не избавило автора от необходимых реверансов в пользу тиранической власти, но, думается, автор сумел сказать всё, что хотел. Его даже наградили – роман «Чингис-хан» был удостоен Сталинской премии в 1942 году.
    Произведение повествует не только о завоеваниях орды – в противном случае картина, созданная Яном, была бы неполной. Автор подробно описывает быт той страны, которую завоеватели совсем скоро превратят в пустыню. Этот материал Ян собрал в поездках по Средней Азии и Ирану в начале ХХ века. Так, что быт Хорезма реконструирован автором во многом по собственным вполне реальным впечатлениям.
    Теперь несколько слов о том, что не всегда заметно в романе, особенно при первом чтении. Роман «Чингис-хан» посвящён проблеме борьбы с завоевателем. Ни в коем случае нельзя падать духом, как это делали жители городов, без боя сдававшиеся воинам «Потрясателя Вселенной». Но сначала надо изжить из себя раба! Ян демонстрирует, насколько такой поступок непрост: ведь люди привыкли раболепствовать перед любой властью:


    – <…> Зачем только султан послал нас на эту бойню?
    – А зачем вы выбрали себе поросячьего султана?
    Все оглянулись: кто осмелился сказать такое слово про султана? <…>
    – …Рабское вы племя! Не можете жить без палок…


    Очень показателен другой эпизод, когда один (!) татарский всадник приводит в панику целую толпу мирных жителей. Почитайте, чем кончилось, не пожалеете!

    После великих завоеваний остаётся выжженная земля, и никакие благоустроенные империи не могут оправдать пролитую кровь!
    14
    477