Рецензия на книгу
Крещенные крестами: записки на коленках
Эдуард Кочергин
ir_sheep10 февраля 2017 г."Только через страдание приходит истина. Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают"
М. А. Булгаков «Записки на манжетах»Забавно, что великий рандом вложил мне в руки книгу великого товстоноговского сценографа, в которой нет ни слова ни о театре, ни о Товстоногове.
Это книга искренности, литературная автобиография, где автор продолжатель булгаковской линии «записок». Собственно, у книги есть второе имя, «Записки на коленках», что напрямую роднит ее с творчеством Михаила Афанасьевича. Здесь, как и в «Записках на манжетах», и в «Записках юного врача», интересно наблюдать за развитием главного героя, зная заранее, каким он станет в будущем, в том числе и автором книги. В данном случае, еще и талантливым театральным художником. Потому в «Крещенных крестами» мне особенно запомнилось, что герой с детства понял: выжить ему поможет ремесло – любое, будь то умение скручивать проволочные портреты советских вождей или расписывать тарелки, – рукастых любят везде. Этим он зарабатывал на жизнь, а подчас и саму жизнь.
Литературности тут мало, от того и искренне – про реальную жизнь своими словами. Хорошо это или плохо? Тут ведь как с документальными фильмами: показывать бытовую жизнь скучно, надо организовать сценарий. А нужно ли? Ведь тогда это не документальное кино в прямом смысле термина. Вопрос дискуссионный. А вот Кочергин просто взял и опубликовал свои воспоминания о детстве. И вот пока только опишешь жизнь нашей страны поствоенного времени, когда она была истощена до детских костей, когда еще помнили, как расшифровывается город Омск, когда дети, разлученные с родителями, сами выбирались из детдомов и «бежали» по России домой, в общем, пока весь этот советский сюрреализм опишешь, уже и книга будет готова. Что уж тут приукрашивать, в самом деле, если спустя всего 50 с лишним лет, путешествие польского мальчика кажется чем-то фантастическим: от Омска до казахов, от Урала до Архангельска, от Эстонии до Ленинграда – и все это он наблюдал из окошек поездов и детприемников.
В общем, да, фабула тут проста. Это путешествие из точки А в точку Цель: добраться до матери любой ценой. Такими сюжетами мы с вами закормлены семейными фильмами про возвращение собачек, динозавриков, отважных маленьких тостеров. Может именно из-за этого в середине книги я заскучала, а еще и из-за повторяемости маршрута (город-поезд—детдом), но не поддавайтесь этому чувству! Ведь важна тут не конструкция, а ПОЛОТНО ЭПОХИ. Ведь каждая маленькая глава знакомит читателя с людьми, которые ушли вместе с теми годами, с той страной, как хотите. Для моего поколения это уже совсем чужие правила жизни, неработающие в современности. Или вот, например, изобилие диалектизмов, которыми главный герой изъясняется, не разбирая, в каком детдоме, в каком городе он набрал их: с приходом интернета диалекты постепенно уходят в прошлое.
Эта книга, как умело сделанный слепок, сохранила в себе воспоминания маленького мальчика, который просто хотел домой, она, как посмертные маски, сохраняет личности. Все зависит от нашего воображения, да?9133