Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    original_badguy8 февраля 2017 г.

    Не сложное, на мой взгляд, произведение. Автор не пытается спрятать смысл, но вместе с тем меня не покидает ощущение, что люди его понимают совершенно не так. А в чем причина? Потому что увидеть то, о чем пишет Михаил Юрьевич, увидеть то состояние души может только тот, кто также находится при нем.
    Другие же будут смотреть на Печорина, как на скопище самых отвратительных черт и отличительного высокого ума. Но дело ведь не в нем.
    Это лишь следствие того, о чем, как мне кажется, пишет Михаил Юрьевич. Конечно, я не говорю, что именно ради того он это и писал. Он показывает нам Печорина, потому что хотел его показать, Печорин не отвлекает на себя внимания.
    Нет, ну, в самом деле – как человек не уловив «основание» Печорина может анализировать это произведение? Он будет стараться гадать: о чем оно, зачем каждый кусок, пытаться понять характер Печорина. Но всё это не столь важно, всё это следствие того «нечто».
    Для многих может показаться, в основном, скорее всего, как раз для тех "других", кто смотрят на Печорина, что автор продолжает тему "Горе от ума" Грибоедова, ведь даже в чем-то он приводит цитаты оттуда (возможно, что и Онегин сильно повлияли на него, но Пушкина я не читал и ничего здесь не скажу). Я тоже допускаю их влияние, что какие-то черты похожи и темы присутствуют, но между тем "Герой нашего времени" это нечто больше, глубже.
    Может, оттого, что я разделяю мировоззрение Михаила Юрьевича я увидел эту "основу", что он даёт, которая и являлась стартом для новых жизненных исканий Печорина.
    Но здесь два варианта:

    • Либо я восхищен Лермонтовым, что он увидел "это", да еще и два века назад, понял это и даже написал (но тут надо описаться,что я не считаю себя "выше" или что к этому надо стремится. Это "понимание" просто возникает в жизни. И его нет нужды искать).
    • Либо же, на самом-то деле, подавляющее большинство видят тоже самое, что и он, что и я, что и Печорин, что и все вы. И тогда я тоже им восхищен, но странно, что в жизни я эту тему не встречал, и никто казалось-бы так не думает и не считает, никто не понимает. Я не могу понять каково оно есть в истинном значении, потому что это состояние сложно кому-то объяснить, но стоит учесть, что во всех озвученных выше произведениях главные герои сильно контрастировали своим мышлением от масс, как и здесь. Может оно и в настоящем так.

    Жизнь Печорина, его события для меня (а может и для автора) это лишь один из возможных вариантов как начать жить после того как душою ты стал таким, как герой. Он выбрал такой путь, но человек может с такой же натурой выбрать и совершенно иной. И все эпизоды этому и посвящены – показать этот вариант жизни.

    Забавно, но я сам недавно, но задолго до чтения романа, подумал, что, наверное, у какого-нибудь американца, что только что вернулся по контракту с боевых действий, и ему приходилось убивать, примерно такое же состояние, что и у меня, такое же мировоззрение, а вернее сказать – мироощущение. И мне было понятно почему многие после такого Ада не находят себе места, кроме как вернутся обратно в этот Ад. Поэтому я совершенно не удивлен существованию главы Фаталист, и более того, возникает ощущение, что я правильно рассуждаю. Впрочем, и в прошлых главах были на это намеки, как и развязка Мэри, но здесь тема наиболее полно выражена и разжевана. Человек такой «природы» (как выразилась Вера) теряет смерть из виду. Всё это превращается в некий лимб. Нет, она есть, даже может возникнуть страх, и будут трястись колени (а, может, и нет), но равнодушие никуда не уйдет. Он не захочет сам бросаться на нож или прыгать со скалы, но в остальном ему всё равно. Он перестает цепляться. Как будет, так и будет. А потому он, лишенный чрезмерной опекой над собой, волен не теряя хладнокровия ввязываться в опасные предприятия, может, даже решить поиграть с судьбой (как в Фаталисте). Лишь мимолетно забывая о своих воззрениях или же слишком уж ввязавшись в публичные страсти, он может снова почувствовать какое-то трепыхание, жизнь, что что-то теплится, страх перед смертью, желание прожить достойно. Поэтому лично я не считаю героя негативным. Он мне даже мил.

    Забавно и то, что мне кажется, будто мою рецензию воспримут как бахвальство, восторгание собой. Наверное, Лермонтов тоже этого боялся и потому написал в предисловии: «она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Повторюсь. Наверное, всё это от того, что люди не верят, будто можно что-то не понять не будучи таким человеком, как того требует произведение. И потому многие понимают как-то не так. У меня впервые такое ощущение, что я вижу произведение насквозь вплоть до самого автора. Наверное, именно потому все говорят, что надо книги перечитывать. И я бескрайне рад, что не читал эту вещь в школе, а прочитал ее сейчас, когда то писалось, быть может, в том же возрасте.

    Еще скажу об одной открывшейся мне при чтении истине. Печорин сказал, что: "Женщины любят только тех, которых не знают". И Пушкин туда же: "Чем меньше женщину мы любим,Тем легче нравимся мы ей". Всё это понятно и всем давным-давно известно. И Печорин прямо-таки продемонстрировал внятно свою технику, основанную на этих постулатах.
    Но мне вдруг открылась и обратная сторона посредством героя - Веры. Может быть, эти правила касаются не только женщин, но и вообще людей, но не придирайтесь к словам.
    Неизвестность и незнание возбуждает в нас любовь, симпатию и, может быть, самое главное - страсть. Но ведь, скорее всего, ситуация инверсивна. Середина - скучна, это понятно. Но как только (а это бывает крайне редко и может быть и не бывает) человек узнает другого полностью… Без прикрас, как есть, то меж ними возникает также своеобразная "страсть", может быть, другой природы, но всё же, а там, может, и другие чувства и эмоции.
    Мне в это поверилось, и, я думаю, это правда. Вот вам и жизнь. 99 % браков живет как раз посередине.

    А теперь можно и возмутиться... Отчего же...отчего же если в стольких произведениях женщин соблазняют всё теми же средствами, то до сих пор ничего не поменялось?..Ну ведь противно же. Не хочется играть в эти игры и знать, что понравился не ты сам, не нутро твоё, а именно игра, тактика и махинация... Может быть, многие мужчины это поняли, наконец? А девушки теперь кричат, что слабаки, что перестали вести себя как мужчины, то бишь - ухаживать и прочее.
    Наверное, те о ком речь, перестали вести игру и тактику... Я понимаю, безусловно, что это лишь первый шаг, а далее ложь и игра исчезает и начнется настоящий процесс узнавания, но, черт возьми, долой эти игры. Любите нас настоящими, какие мы есть. А может я и не прав!
    Но видя мир глазами Лермонтова, я сомневаюсь, что хоть одна сможет меня заинтересовать. Ну, право, скука же.

    PS: Хорошо бы из всего этого сделать какое-нибудь миниатюрное исследование или хотя бы эссе. А то уж непривычно большая для меня рецензия. Пардон, если много воды не по теме.

    8
    120