Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним7 февраля 2017 г.

    Вдохните атмосферу Парижа!

    В вечернем свете от восточного фасада
    Вдруг отразится яркий перламутра блик.
    И вот, казалось бы, бездушная громада
    Готова лечь в основу многих книг
    И вдохновеньем стать любому живописцу,
    Любому проходящему по мостовой,
    Любому, кто готов кроить страницы
    Рифмованной изящной строк игрой.
    Каменноликая симфония собора –
    Часть мира целого и целый мир для прихожан,
    Чей колокола звон вмиг приглушает разговоры
    И мысли праздные у верующих парижан.

    Е.В. 22.01.2017

    Далее...


    Признаться, долгое время, около года, я не решалась снова взять в руки эту книгу после того, как пригубила 30-40 страниц, оправдывая себя тем, что ждала нужное настроение. На самом деле, просто-напросто струсила перед непростым началом произведения. Но год спустя, решившись закончить начатое, я и не заметила, как меня затянуло повествование, и жадно проглотила роман за считанные дни.

    Сложные герои и сложные судьбы наводнили «Собор Парижской Богоматери». И, задаваясь вопросом после прочтения, трудно ответить, на чью из судеб особенно хотел устремить наше внимание автор, кто же является главным героем книги, главным её страдальцем.

    Цыганка-француженка Эсмеральда, сразившая, кажется, весь Париж своей губительно обволакивающей красотой, своим танцем, своим голосом, оставаясь при этом совершенно невинной юной девушкой. Её любовь настолько слепа, что Смеральда готова понести смерть от виселицы даже за не содеянное преступление.

    Клод Фролло, священник и архидиакон Собора, показался мне персонажем с наиболее трагичной судьбой. Смиренный, милосердный и прилежный ученик, для которого с детства было уготовано духовное звание, став священнослужителем Собора Богоматери, оказался единственным в Париже, кто готов был забрать к себе уродливого подкидыша Квазимодо. И, кажется, его выдержка и сердечная доброта располагают нас к этому герою. Однако встреча с Эсмеральдой оказывается роковой для него: ранее чуждые любовь и ревность закипают в нём при виде юной цыганки. Он невольно предает себя, свою веру, своих близких, свои устои и принципы ради необузданной и отчаянной любви, не в силах более найти умиротворения ни в книгах, ни в науке, ни в вере, которые прежде были его опорой и смыслом его жизни.
    Кажется, он одержим самим дьяволом, когда пытается то выкрасть, то соблазнить и взять силой юную Эсмеральду, то отдать ее в руки палача.

    Несчастный глухой звонарь Квазимодо, внешность которого пугала окружающих, заставляя одних нагло высмеивать его недостатки, других – сторониться и избегать его, при всем этом не лишен красоты внутренней. Правда, оказывается, она никому не нужна.

    Феб де Шатопер – красавец-капитан королевских стрелков, коему чуждо проявление как мужества, так и настоящих чувств. В нем все кажется фальшивым, кроме его блестящего мундира.

    Пакетта Шантфлери – затворница Крысиной Норы и «вретишница», добровольно обрекшая себя на пожизненные страдания после потери единственной дочери, заставит расчувствоваться даже самых непоколебимых палачей.

    И, наконец, сам Собор Парижской Богоматери, объединивший под своими сенями столько совершенно разных и по-своему несчастных человеческих судеб. Этот величественный памятник архитектуры и сам подвергался жестокой пытке и осаде. И не смотря на то, что по его жилам не течет кровь, он предстает пред нами абсолютно живым и абсолютно полноправным героем. А сколько страниц отведено для описания его сводов, фасада, статуй, витражей, внутреннего убранства! Собор Парижской Богоматери, как и множество архитектурных памятников, по мнению Гюго, является словом и мыслью своего времени, воплощёнными в камне, своеобразной гранитной книгой. Эта книга здесь и выступает для нас скрытым рассказчиком.

    А быть может главный герой здесь сам Париж? Сначала я без удовольствия пробегала описания столицы Франции, ее улочек, архитектуры и быта. Но, к счастью, быстро поняла, что это и есть то дыхание романа, которое нужно прочувствовать. Это устройство города, разделенного на три части, в каждой из которых кипит своя жизнь, это многочисленные памятники старины и соборы, звон чьих колоколов задает тон происходящему, это жизнь бродяг и жизнь высших сословий, это справедливость, если можно так выразиться, суда того времени – это всё дух Парижа.

    Как много восхищенных отзывов и рецензий у этой истории. Бессмысленно повторять уже сказанное тысячи раз другими. Просто если Вы не знакомы с этим романом, обязательно прочтите его – вдохните атмосферу Парижа!

    15
    189