Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Красное и черное

Стендаль

  • Аватар пользователя
    dum_spiro_spero4 февраля 2017 г.

    Чтение не пошло с самого начала, потому что чуть ли не с первой же страницы начинаются описания социально-бытовых и политических реалий того времени, которые встречаются в книге почти каждую главу. Но парадокс в том, что при огромном количестве данных описаний роман не дает ясной и конкретной картины о том, что представляло из себя каждое сословие, какие конфликты существовали между ними. Читатель будет плавать в этом произведении, как корабль без компаса, если он не знает тонкости отношений янсенистов и иезуитов, аристократии и буржуазии. Но мне казалось, что писатель должен рисовать всеобъемлющую панораму описываемых событий, давать исчерпывающее описание нравов и пороков, понятное каждому. Здесь лишь сплошные рассуждения на тему церкви и политики, которые несведущий человек просто не воспримет. Иной раз после прочтения страницы действительно было непонятно, о чем только что шла речь. Уже поэтому половина произведения прошла мимо меня. Но это только полбеды. Я не могу читать книгу, если в ней отсутствуют логические связи. Пусть автор не нарисовал более или менее ясную картинку общества своего времени, но создать адекватных персонажей все-таки нужно было постараться.

    Начну с главного героя. Жюльен презирает низшее сословие, откуда сам происходит, и терпеть не может аристократов, но при этом больше всего на свете мечтает попасть в их круг и заслужить их признание. Возникает вопрос: зачем стремиться стать на одну ступень с людьми, которых не уважаешь, которые тебе неприятны. Причем в одной главе он дает волю революционным рассуждениям, мечтает сразиться с дворянами на равных, в другой клянется защитить свою возлюбленную в случае гонения на знать. Налицо двойные стандарты. Он, наверное, сам не определился, на чью бы сторону встал, если бы вдруг начался переворот. Но этот человек вообще лишен твердых убеждений.
    Матильда сначала рисовалась, как возвышенная натура, духовно превосходящая свое пошлое окружение. Но в конце автор сам признал, что она поверхностная особа, для которой важнее всего поиграть на публику и продемонстрировать другим, какая у нее самоотверженная любовь. В таком случае, о каком благородстве и богатом внутреннем мире здесь может идти речь?
    Но самый нелепый момент связан с г-жой Реналь. На протяжении всего повествования мне пытались показать, как сильно и самозабвенно она любит Жюльена. Казалось бы, она должна желать ему счастья на всем его жизненном пути. Вместо этого она опорочила его в письме и поставила крест на его браке, но потом пришла к нему в тюрьму и заявила, что любит его как бога, после чего начались их романтические свидания в каземате. То есть г-жа Реналь опозорила Жюльена и разрушила его будущее, он, в свою очередь, попытался застрелить ее, и после этого их любовь вспыхнула с новой силой. Неужели автор не видел, насколько неуместно и неправдоподобно все это выглядит?
    Подобные несуразности мешают восприятию произведения и оставляют негативное впечатление о нем. Окончательно отвратил меня от книги образ главного героя. Жюльен Сорель не просто лишен душевного благородства, но и один из самых отталкивающих персонажей, которые когда-либо встречались мне в произведениях. Карьеристы вообще чужды мне по духу и мировоззрению. Они вечно находятся в погоне за материальными ценностями, но, достигая желаемых высот, все равно не удовлетворены своим положением. Им всегда всего мало. Здесь же герой не просто честолюбив, а буквально помешан на карьере, жизненное счастье для него заключается, главным образом, в продвижении по социальной лестнице. Неприятно поражает его неспособность найти смысл жизни в чем-либо другом. Но если судить о судьбе Жюльена объективно, то следует сказать, что его карьера складывалась довольно удачно для простолюдина. По сути, он ничего не предпринимал для реализации своих амбиций, его просто устраивали по знакомству в теплые места: сначала гувернером в дом мэра, потом в семинарию, и в итоге секретарем столичного аристократа. Однако он не умел адекватно оценивать реальность и не был доволен ни одним своим местом, продолжая жаловаться на трудную судьбу неимущего человека. Это в очередной раз подтверждает ненасытность карьеристов. Но лучше всего Жюльена характеризует его отношение к женщинам, которых он добивался только ради удовлетворения своего самолюбия, только ради того, чтобы возвыситься в собственных глазах. Это самый яркий показатель его внутренней гнили и ущербности.

    Как итог, роман вызвал лишь отрицательные эмоции. В очередной раз убеждаюсь, что нужно подбирать книги по себе, а не читать все, что признано классикой.

    6
    160