Рецензия на книгу
Ubik
Philip K. Dick
Аноним21 января 2017 г.Похоже, что своими временными махинациями Филип Дик смог вытащить из моей памяти засыпанные временем фрагменты трилогии Гибсона. И сравнения эти отнюдь не в пользу Дика. Если чтение Муравейника создает ощущение прохождения сквозь волны эмоций, сложенные друг на друга, как тысячи невидимых откидываемых покрывал, то чтение Убика — это как перебежки между комнатами в здании без кислорода, где единственный способ перевести дыхание — открыть очередную дверь. Но, вздохнув, неожиданно обнаруживаешь, что в следующей комнате условий для выживания совсем не больше. Добавим к этому ещё то, что вас периодически будет закидывать в случайную и уже пройденную комнату, двери в которых могут быть и в другом месте.
Если бы было нужно составить перечень прочитанных книг и поставить им в соответствие одно слово, Убик бы получил «распад». Ты представляешь себе картинку, но она начинает темнеть и распадаться примерно в тот момент, когда только рассмотрел в ней хоть что-то привлекательное. И дальше — хуже. Кусочки картинки рассыпаются в пыль, которая облаком какого-то отчаяния преследует тебя. А когда замечаешь, что такое облако только над тобой, появляется ощущение, что все вокруг все знают и только насмехаются. Начинает теряться вера в элементарные вещи. В таких условиях очень сложно воспринимать продуманность персонажей, сюжетные повороты, отсылки к прошлым поворотам и мелочи, упомянутые в самом начале. Хочется начать ругаться за неудачное перевоплощение идей Гибсона, пока, установив хронологию, не обнаруживаешь обратный порядок. И это (В который раз!) снова перекидывает восприятие в другую область, которую тоже придется пройти, чтобы выбраться. Знакомство с классикой оказалось не слишком однозначным и приятным процессом, знаете ли.
Вот и с попытками оценить эту книгу выходит совсем субъективно и запутанно. За произведение в нечасто встречаемом жанре киберпанка внутренний оцениватель сразу накидывает полбалла и при попытках повозражать «Эй, ну а где электронные имплантаты и цифровое пространство?» демонстративно складывает руки на груди и отворачивается, чтобы показать нежелание обсуждать вынесенное решение. За перемещение эмоционального центра восприятия во вселенную муравейника Гибсона меньше балла тоже не выходит, что обусловлено низкой повторяемостью эффекта. Так и получается, что разрекламированная и культовая книга, встреться мне в неудобный момент люди в черном со своей «стиралкой», получила бы двоечку с небольшим, прорвавшуюся сквозь удушье.
А теперь представьте, что существует весьма ощутимая вероятность, что на самом деле вы сейчас не читаете эту рецензию, а находитесь где-нибудь в отключке, а все вокруг — объекты, образы, действия, цвет, запах, сайт любителей книг и непонятный отзыв на книгу — лишь конструкции, воспроизводимые вашим воображением. И книги на самом деле и не было. Был лишь набор эмоционально-образных связей, которые с ней ассоциируются. И нет никакой полновесной гарантии, что это представление вымышленное, или вообще ваше.
Замечательное чувство, не так ли?
1076