Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

High Rise

J. G. Ballard

  • Аватар пользователя
    Smeyana20 января 2017 г.

    Воспринимать эту историю буквально никак нельзя. Слишком искусственна изолированность, стремительны темпы разрухи в головах и клозетах, слишком неправдоподобно едины герои в своём разрушительном порыве, слишком много архетипов и как-то очень по накатанной катится сюжет. Стало быть, нужно листать слои, трактовать символы и всячески смыслоискательствовать, как в одиночку, так и с помощью статей и клёвых, содержательных рецензий.

    Итак, цивилизация с её благами однажды поймает человечество в комфортабельную ловушку, где оно благополучно деградирует и вернётся к пещерному образу жизни, только на смену классическим пещерам придут пещеры из стекла и бетона, а охотники будущего потеряют навык настолько, что будут гордиться даже поимкой пробегающей мимо собаки. Вообще, для меня этот роман не столько антиутопия, сколько постапокалипсис. Пусть он произошёл на отдельном клочке пространства, но это как бы первая ласточка, в тексте есть намёк на распространение катастрофы на окрестности.

    Люди, живущие в предельной близости в таких больших количествах не смогут спокойно сосуществовать, примутся пакостить друг другу, насилие породит насилие и на выходе мы получим цунами агрессии с необратимыми разрушениями. Как мы видим через несколько десятков лет после написания книги, автор напрасно возлагал такие большие надежды на жилищные комплексы, как показывает практика, всем на всех пофиг, каждый, приходя с работы, занимает свою нишу и тихонько там до утра отсиживается.

    Высотка - как воплощение лестницы успеха, где каждый беспощаден по отношению к окружающим. Ради того, чтобы подняться на несколько этажей, человек способен предать близких, пойти по трупам, изваляться в отбросах. Те, кто сверху даже не подозревают об иллюзорности своего статуса. А кто-то надёжно обосновался где-нибудь по центру и с гордостью дожовывает кусок собаки.

    Высотка как лабиринт вверх тормашками. Вернее, как воплощение постмодернистской ризомы. По большому счёту, не так важно, кто сверху, кто снизу, а кто с краешку. Все в одной душной бетонной лодке. Можно сколько угодно блуждать по лестницам, отвоёвывать лифты, никто не придёт ни к какой цели, здесь важен процесс, Персонажи перемещаются лишь для того, чтобы ткнуться в собственную лужу, и читатель, вероятно, должен посмотреть в том же направлении.

    Список можно продолжать. Высказывались мнения и о классовой борьбе, и о трёх уровнях психики, и многие другие. Я люблю такие многозначные книги. Эту тоже могла бы полюбить. Она не лишена ёмких, неожиданных сравнений. Она яркая, некоторые образы впечатались в память довольно крепко, (с сожалением думаю, что навсегда). Она, в конце-концов, стильная.

    Но не полюбила. Слишком искусственна ситуация, не история, а модель идеи, местами текст аж прорывается от винтиков и болтиков. Слишком кромешно, до крайности. С одной стороны, это эффектно, а с другой, субъективно я крайности не переношу. И да, автор ни в коем случае не нравоучает, не морализаторствует, он просто вкратчиво шепчет тебе: "что же поделаешь, ты - сволочь и грязное животное, не расстраивайся, все остальные не лучше, смирись. И держись по-дальше от небоскрёбов".

    13
    98