Рецензия на книгу
Смерть под колоколом
Роберт ван Гулик
Uchilka19 января 2017 г.«Смерть под колоколом» (или «Убийство на улице Полумесяца») - вторая выпущенная в свет книга Роберта ван Гулика о деятельности китайского судьи Ди. На этот раз судья и его помощники прибывают на новое место работы, где сразу же перед ними встаёт необходимость разрешить несколько трудных случаев. Во-первых, убийство юной девушки, дочери мясника. Во-вторых, надо прекратить многолетнюю вендетту двух уважаемых семей из провинции Кантон, остатки которых переехали в подведомственный район судьи Ди. В-третьих, пресечь контрабанду соли, которую вывозят прямо под носом местных властей. В-четвёртых, изобличить нечистых на руку и на кое-что другое монахов-буддистов. И если первое дело не несёт в себе никакой политической подоплёки, то остальные три, в случае их справедливого расследования, могут повлечь за собой весьма неприятные последствия для нового судьи.
В этот раз, к моему счастью, не было никаких пыток, и поэтому второй роман читать было гораздо приятнее. Не было тут и снов-загадок, которые приводили судью к раскрытию дела. Все нынешние проблемы он разрешил только благодаря собственному уму и мудрости. Причём, стоит отметить, что из судьи Ди получился бы прекрасный дипломат, выбери он такую специальность - настолько тонко этот чиновник прочувствовал ситуацию и продумал свои шаги. Хитрые ходы судьи Ди иногда пытались сбить с толку, но в принципе читатель вряд ли поддастся на провокации, потому что судья – это образец честности, справедливости и благоразумия. Это константа. В романе нам показали кусочек домашней жизни семейства Ди, и мы увидели, что в неформальной обстановке судья Ди тоже человек высоких моральных принципов и свято чтит традиции.
Ещё понравилось, что в «Смерти под колоколом» была динамика. Она прекрасным образом сочетается с тем неторопливым повествованием, которым представлена эта история. Вообще, текст тут движется потрясающим образом – как большая могучая река, неторопливо и неумолимо. Все эти описания сцен, действий, эти степенные диалоги, эти детализированные ритуалы – всё создаёт впечатление эпичности происходящего и является прекрасным символом неизбежности возмездия. Даже когда читаешь, как писец перед заседанием суда расставляет на столе судьи предметы, уже тогда веришь, что преступнику будет воздано по заслугам.
И всё же, не уверена, что эту серию стоит советовать всем и каждому, уж больно она специфична. Зато попади она своему читателю, то у того будет настоящий праздник. У меня, например, этот праздник продолжается, поскольку я крепко влюбилась в эти детективы, а впереди ещё немало книг. И мне всё равно, насколько достоверна описанная эпоха, насколько правильно или не правильно в её рамках действуют персонажи; всё равно, если сами преступления (т.е. загадки) бывают не такими сложными. Стиль и атмосферу у этой серии не отобрать. Мне нравится погружаться в старый Китай, в приход, видеть свитки пергаментов, кисточки, красную тушь, черную судейскую шапочку судьи Ди, наблюдать, как люди кушают рис с овощами, разглядывать их одежду. Это увлекает.
А вот с эпохой, кстати, ещё вопрос. В статье про Роберта ван Гулика читаем:
Он отказывается от простого пересказа детективных историй эпохи Минь и внедряет в них реально существовавшее историческое лицо - знаменитого китайского судью Ди, жившего за 1000 лет до описанных событий - в эпоху империи Тан.То есть, прототип героя жил где-то в период с VII по X век, а судебные дела относятся к XIV-XVII векам. Остаётся только вычислить, куда именно автор цикла поместил судью Ди в своих романах.
15396