Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

S. N. U. F. F.

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2017 г.

    Осторожно, возможны спойлеры.

    "Роман-утопия Виктора Пелевина о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства." (с) Аннотация

    О чем же книга?


    "Действующими лицами этой повести будут юный орк Грым и его подруга Хлоя. Обстоятельства сложились так, что я долгое время наблюдал за ними с воздуха, и практически все их приведенные диалоги были записаны через дистанционные микрофоны моей «Хеннелоры». Поэтому у меня есть возможность рассказать эту историю так, как ее видел Грым — что делает мою задачу намного интереснее, но никак не вредит достоверности моего повествования."

    Сам рассказчик о себе говорит так:


    "Я благодарно пользуюсь словами «оператор» и «видеохудожник», но в глубине души, конечно, хорошо понимаю, чем именно я занят. Все мы в глубине души хорошо это понимаем — ибо именно там, в предвечной тьме, где зарождается свет нашего разума, живет Маниту, а он видит суть сквозь лохмотья любых слов.
    У моей профессии есть два неотделимых друг от друга аспекта.
    Я видеохудожник. Моя персональная виртостудия называется «DK v-arts & all» — все серьезные профессионалы знают ее маленький неброский логотип, видный в правом нижнему углу кадра при сильном увеличении.
    И еще я боевой летчик CINEWS INC — корпорации, которая снимает новости и снафы."

    Вкратце о сюжете:
    Далекое будущее, искусственное разделение общества на людей и орков. Люди живут на огромном летающем острове ("офшаре") - его технологии остались от предков, - орки живут внизу. На самом деле, они, конечно, не классические толкиновские орки - люди как люди ("Почему их так называют? Дело не в том, что мы относимся к ним с презрением и считаем их расово неполноценными — таких предрассудков в нашем обществе нет. Они такие же люди, как мы. Во всяком случае, физически. Совпадение с древним словом «орк» здесь чисто случайное — хотя, замечу вполголоса, случайностей не бывает.") Уровень жизни орков - крайне низкий, технических новшеств и прогресса у них не наблюдается в принципе. Военные кланы, раздел территорий. Самая большая мечта среднестатистического орка - получить гражданство последнего офшара, Биг Биза, "уйти наверх". Вся их мода, стремления, принципы, даже одежда - "сверху", с офшара.
    У людей - все по другому.


    "Население Биг Биза — около тридцати миллионов. Политический режим — либеративная демократура в форме манитуальной демархии (или наоборот — что это такое, все равно никто не понимает). Государственный язык — церковноанглийский, но в ходу также верхнерусский. Политическая система — двухпартийная ритуальная. Фронтмен Резерва Маниту, он же Презиратор и Авгуру Дженерал, выбирается из Рыжих или Белых сроком на шесть лет. По конституционной норме никто не знает его имени и не видит лица; его также запрещено упоминать в новостях.
    Точный размер офшара — засекречен (даже этого не можем измерить сами, подумал Грым), но самый большой из всех существовавших, поскольку все, что можно было отстыковать от прошлых офшаров, было перед их гибелью перевезено на Биг Биз. Чем и объясняется его чуть заметная асимметричная горбатость. Офшар, как вы уже догадались, висит над нашим любимым городом-столицей, древней колыбелью цивилизации, где располагалось офшорное поселение позднего проволочного века, уничтоженное ядерным взрывом во время войны Сибирской Республики с Ацтланом… На месте взрыва и находится теперь Оркская Слава, а прямо над ней — Биг Биз, перемещенный сюда несколько столетий назад."

    У этих 30 миллионов людей есть все, что они захотят, лишь бы были "маниту". "Маниту" в данном случае - деньги, этим же словом обозначается их бог, а также подобие нынешних персональных компьютеров. На офшаре процветают всевозможные пороки, культуры в нынешнем понимании как таковой нет. Нынешняя политкорректность и толерантность развилась до абсурда.


    "Любой знает, какую роль в свободном обществе играют неформальные объединения людей. А в свободном гедонистическом обществе — в особенности. В Биг Бизе люди нетрадиционной ориентации объединены в движение, называющееся «GULAG».ГУЛАГ в нашем обществе — вторая по значимости сила после киномафии. А может, и первая. "

    Для развлечения людей устраиваются войны с орками (естественно, люди сражаются не сами, а с помощью кибернетики).
    Для того же снимаются снаффы - своебразные "фильмы". Темой снаффа может быть что угодно, критерием ценности является исключительно популярность снятого среди публики. Для того, чтобы отснять видео для снаффа, используются дистанционно управляемые камеры. Рассказчик является пилотом одной из них.

    Еще одна сюжетная линия - отношения рассказчика с его сурой - кибернетической куклой, в точностью повторяющей внешность человека (внешность суры оговаривается с заказчиком при ее создании). У владельца суры есть возможность настраивать ее поведение и характер "под себя", с помощью специального "пульта".


    "Когда вы заняты регулировкой, вы видите на маниту подобие большого пульта со множеством ручек, которые можно передвигать вверх и вниз — словно вы настраиваете многополосный эквалайзер. Таких экранов очень много, а самих регулировок просто несчетное количество, и параметры часто имеют смешные названия, вроде «покраснение щек», «сонная нежность» или «позевывание».
    Вроде бы все интуитивно понятно — вы, например, поднимаете параметр «сонная нежность», и ваша сура, изображая отход ко сну, не просто замирает в кровати рядом с вами, а придвигается близко к вам и прижимается к вашему боку своим теплым нежным тельцем, или что-нибудь в этом роде. В результате у вас создается успокаивающее впечатление, что вы настраиваете безопасный и простой домашний электроприбор вроде ночной грелки, и все про него уже поняли.
    Ничего не может быть дальше от истины.
    С регулировками всяких мелких поведенческих особенностей разобраться действительно несложно. Допустим, вам нравится, чтобы ваша сура позевывала. Нет проблем, она будет так делать хоть каждые тридцать секунд, и ни на чем другом это не скажется.
    Но вот с такими параметрами, как «духовность», «сучество», «соблазн», «прямота», «кокетство», «двуличие» и всем прочим, что входит в так называемый «красный блок» (регулировки, отмеченные красной звездочкой), дело обстоит гораздо сложнее."

    Сура рассказчика настроена "на грани",


    "...Кая постоянно держала меня на границе нервного срыва — не говоря уже о моих интеллектуальных возможностях. Это надежно защищало мой эмоциональный центр от пролежней."

    В последующем эта настройка сыграет очень большую роль в происходящих событиях. Впрочем, не буду спойлерить. :)

    Теперь - мои личные впечатления от книги.
    Во-первых, в очередной раз убедилась, что Пелевин - не мой автор, совсем. Проблески чего-то интересного есть (в частности, линия Дамилолы и Каи), но они тонут в авторском самолюбовании, если так можно сказать (В некоторых местах прямо сквозит - "Посмотрите, как я удачно это высмеял, а какие эпитеты подобрал, а как я по окружающей действительности прошелся, ах, какой я молодец"). Раздражает налет "богемности" и "избранности". Раздражает "Вот это сейчас модно, давайте над этим посмеемся".
    Во-вторых - если вы хотите прочитать качественную антиутопию (пусть даже автор называет свое произведение утопией, я все равно считаю, что оно ближе именно к антиутопии), то вместо "S.N.U.F.F." лучше взять Оруэлла или Замятина.
    В-третьих, пока писала рецензию, поняла, что еще почти неощутимо "царапает", раздражает в этой книге. Отсутствие смысла. Возникает ощущение, что книга писалась как пародия ради пародии.
    В-четвертых, в книге относительно большое количества мата. Не спорю, временами он "в тему", но его, на мой взгляд, слишком много.
    Подводя итоги, не могу сказать, что книга совсем ужасна ("Ну ужас. Но не ужас-ужас-ужас!"). Есть определенная идея, к сожалению, не развитая до логического финала. Есть симпатичные персонажи. Есть пара относительно забавных моментов. Но в целом зрелище печальное.
    Читать рекомендуется любителям современной контркультуры и современной прозы.

    5
    314