Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кодекс 632

Жозе Родригеш Душ Сантуш

  • Аватар пользователя
    Аноним18 января 2017 г.

    Ну, а Колумб? Ну, а Колумб ни в чём не виноват

    Господи, ну до чего же Сантуш паршиво-то пишет. Он интеллектуал, эрудит, его конспирологические теории читать интересно. Но всё то, что составляет "рамку", то есть взаимоотношения и обязательный для конспирологического детектива экшен - это кровь из глаз.

    Самое убийственное в этой книге, что я её читала. До конца. Но была уверена, что до середины, и, преодолевая себя (если сейчас брошу, третий раз за неё не сяду), прочитала ещё раз. Верно. Там, где в повествовании середина, у Сантуша последняя точка. Типа, платите за продолжение приключений Норроньи без регистрации и смс, получайте новую порцию, покупайте наших слонов.

    Вообще, раз речь о слонах, то весь роман Сантуша - это попытки доказать "Португалия - родина слонов". Или родина Колумба, в общем, довольно крупного "слона" на нашей шахматной доске. И вот молодой профессор Томаш Норронья читает лекции для молодых студенток (и каждая его хочет!) и тут входит неземное видение - голубоглазая, светловолосая, длинноногая, с явными признаками оголения всего, чего можно, и садится прямо в центре аудитории. Я вот долго прокручивала в голове, что мне дичайше не нравится во всей этой ситуации. Помимо того, что баба ведёт себя не как студентка, а как стопроцентная шлюха. И того, что я не могу вникать в лекцию профессора о криптографии, потому что каждый абзац псевдонаучного текста прерывается мыслью Норроньи о "немогунесмотретьааааааа". Раздражает то, что у Норроньи до фига каждый день молодых студенток. Во всём очаровании юности. И вдруг у него встаёт так, что невозможно читать, не натыкаясь глазами на его стояк, на самую вульгарную, сделанную бабу из всех. Представила ситуацию в своём инсте. Поняла, что такого бы не было. Что вид "сиськи наружу" давно уже был узнаваем нашими молодыми профессорами и аспирантами (которых "все хотели" вполне в реале) и вызывал обратную реакцию - аааа, на меня охотятся, сейчас я этой прошмондовке покажу, как надо любить учёбу. Хоть бы Клаудиа Шифер сверкала в аудитории отсутствием трусов, просто чисто садистки препод бы объявил внезапный коллоквиум и заставил в темпе вальса называть списком все российские газеты 18 века. Типа, я мужик, я кабан, это меня, а не тебя тут все в аудитории хотят, сучка! И да, до кучи, мужчины "думают о сексе раз в полторы минуты" статистически, а не буквально. Мужика, который думает в стиле "Задача аксиоматизации элементарной геометрии-вот бы чпокнуться- состоит в построении системы аксиом -вот бы чпокнуться- так, чтобы все утверждения -вот бы чпокнуться- евклидовой геометрии следовали из этих аксиом чисто логическим выводом без наглядности чертежей", отправляйте в сумасшедший дом и не мучайтесь угрызениями совести.

    В стиле "подошла и ударила сиськами в профессорский стол" баба грудным голосом просит "позаниматься с ней отдельно". Видимо, в Португалии плюют на шашни преподов со студентками (это не какая-то вшивая Америка, где Норронья летел бы от пинка под зад как Апполон-12), потому несколько наплевав на жену и дочь с синдромом Дауна, Норронья пускается во все тяжкие. Заодно его вызывает в Америку некий фонд, который просит закончить за умершего профессора Тошкану исследования касательно открытия Америки.

    Собсно, об этом почти всё о "рамке". Одна из особенностей книги - в этой книге нет компьютера. Вообще, как класса предметов. У Эко через страницу поминается компьютер, а ведь это ранние восьмидесятые, а тут 2005-й, други мои. Десяток шифров, которые разбросал Тошкану, решаются самыми простыми программами криптоанализа, которых было в 5-м, как мух. Причём две тысячи баксов в неделю, которые платит фонд (почему-то к концу книги этих тысяч стало три), хватило бы на покупку десятка лицензионных прог. Но есть ещё идиотизм, который подпихнут с элегантностью слона в комнате (я молодец, что вспомнила ещё одну идиому со слоном), это вопрос, который не звучит: а какого чёрта Тошкану вообще оставлял эти шифры-подсказки? Самому себе? Хотел такие напоминалки на будущее, когда приобнимет Альцгеймер? Я поняла при прочтении, что зря я ругаюсь на другие конспирологические детективы - продумать, с какой целью оставлены шифровки, обычно другие не забывают.

    По ходу Норронью начинает мучить совесть (по отношению к жене) и он бросает свою блонду шведского происхождения, для реконструкции облика которой использовались две книги - сборник шведских поговорок и кулинарная книга шведской кухни. Кстати, не зная, чем забить время, Сантуш описал почти каждый обед, который съел Норронья. Мне кажется, я теперь могу предсказать кал персонажа хоть по часам. Потом Норронья, которого бросила жена, долго мучается (ещё две забитых страницы), что изменил, что это был его побег от тяжёлого положения дома с ребёнком-инвалидом. А он взял и сумел бросить сисястую любовницу. Какой молодец! Да все мужики в книге падают в обморок от Томашевской непокобелимости: да его сила воли, да он... блин, как же я не терплю, когда мужики все в мартисьюизм по уши и самолюбованием, самолюбованием сверху поливаются Из-за чего мне захотелось спросить Жозе Родригеша: да что с тобой не так? Ты хоть понимаешь, насколько козло твой персонаж? Нет, я-то понимаю, что эта шведка "с ненасытным телом" и постоянно ненасытным брюхом, в которое она засовывает всё, что ты вычитал в кулинарной книге, та ещё проститутка, но ведь твой Норронья вроде по-прежнему в розовых очках. Ты, Жозе твою Родригеш, вообще понимаешь, что профессор трахнул студентку на пятнадцать лет его моложе, а потом бросил? Мораль там... слово такое вообще тебе знакомо?

    Ладно, фиг с ней, с рамкой. Я рамку не могла читать и в "Формуле Бога", но там исследования были интересней. А тут проблема в том, что Сантуш отлично перепечатывает какие-то португальские пособия "Тайны и сенсации", но в суть он как-то не вникнул.

    Если кто следит за моим творчеством на ЛЛ (и только посмейте сознаться, что нет), то видели, как меня увлекла идея более раннего открытия Америки, чем это принято считать. Потому я и читаю всё, что попадётся (окей, пока под руку попадается худлитра, а не что-то более подходящее). И тут частично книга меня удовлетворяла. Потому что Сантуш начал гнать про "политику умолчания", которой якобы придерживалась Португалия, чтобы защитить те земли, которая нашла на западе (я вычищу те диалоги от дурацких замечаний и очередных упоминаний еды и помещу в комментарии к рецензии). Но потом пошёл трэш.

    Окей, уже когда говорилось про "веру Колумба", было понятно, куда надо копать. Другие формы христианства - это не достаточно шокирующе, мусульманство - только не в нашем мире (хотя 1492-й - это год взятия Гранады и изгнания из Испании мусульман, а не только евреев), значит будет версия с иудаизмом Колумба. И вроде бы я даже кивала, мол, вполне себе логично, но потом поняла, что чота ржу.

    Сантуш так старательно доказывает, что "абонент не абонент", что приводит противоречащие друг другу доказательства. Окей, предположим, каждый, кто вякает на тему "Колумб - итальянец" просто тихий ненавистник португальского народа, тихо изготавливающий фальшивки в темноте итальянского подполья, но всё-таки хотелось бы поучить ответы на некоторые вопросы. Так всё-таки Колумб умер в нищете или был баснословно богат и обязан был помогать отцу, оставшемуся в Генуе, чтобы доказать, что он его отец? (С чего бы кстати, если Колумб уехал, много лет его не видел и не желал видеть? Обожаю полупрофессиональные "раскопки" именно за это - за уверенность, что жизнь расследуемого ими объекта будет среднестатистической, без семейных трагедий, нервных срывов и учёта развивающейся паранойи). Кстати, паранойя - это самое интересное и наименее расследованное Сантушем. Сперва Сантуш вот просто пяткой себе грудь разрывает - не хотел Христофор, чтобы кто-то знал о том, кто он, а потом точно так же, с той же наивностью в глазах "Но ведь это он сказал о себе САМ!" Ну, надо же. Человек, который всю жизнь о себе лгал, чего-то опять вякнул о своём прошлом. Надо бы поверить, куда деваться-то.

    Самая мякотка в истории о втором сыне Колумба Эрнандо, который ездил по Генуе после смерти отца и не нашёл там родственников, решив, что таки да папа был каким-то крайне местечковым генуэзцем. Но потом половина доводов о том, что, к примеру, Христофор был испанцем, отвергается, так как сына якобы точно должен был знать, откуда есть пошёл папин род. Во-первых, ничего сын знать обязан не был, см. выше и вспоминайте всё, что вы знали о паранойе. Во-вторых, если сынуля знал, где жили дедушка с бабушкой, какой каравеллы его понесло в Геную стирать башмаки? Это вот классический идиотизм каждого исследования "всё было не так, а вот так", при котором хотят все неувязки связать вместе, что, собственно, и убило на корню весь имидж конспирологии. Классическая попытка построить свою теорию на том, что у человека была очень избирательная амнезия - тут помню, тут не помню. Ааааа, говорят египтяне Солону, очень мы любим вашу землю Грецию, именно на ней жило племя, которое противостояло Атлантиде, которая кааааак раз была за Геркулесовыми столбами. Угу, говорит "историк", они говорили про Родос, Родос и есть Атлантида, просто египтяне сперва помнили, что знают, где находится Греция, в которой живёт Солон, потом слегка забыли, а потом снова вспомнили. Вот прямо за два предложения их вот так распи*сило то туда, то сюда, даже положение столбов забыли. Вот и сын Колумба также то помнил, где папа родился, то не помнил. Папа вообще странный был.

    Но полная опера "Песец и танки" начинаеются с момента, как Томаш приходит к раввину. Расшифровать подпись Колумба? Да в пять минут - эта буква значит то-то, а эта то-то, стопудовая еврейская подпись. А если справа налево прочитать - совсем другое значит, но тоже стопудово еврейская. А, чо, половину букв можно прочитать по другому? Так ты садись, садись, я тебе с любыми буквами расшифрую, итог ты уже всё равно знаешь. И да, эти семь букв подписи - это же типичная сефирот. Ну и что, что в Древе Жизни десять сефир, ты думаешь, я тебе любые две цифры, буквы, кружочка или вообще загогулины в сефирот не перерисую, да плохо вы знаете Моню. А если подпись вооооот так перевернуть, сверху плюнуть и из под левой подмышки глянуть, это же Колумб на Иисуса ругается. Стал бы он ругаться, если он не еврей? Ты во мне не сумневайся, я ещё с этими семью буквами посижу, даже дату обрезания вычислю.

    В принципе, Сантуш соединил в книге две идеи - что Колумб был евреем и что он был португальским аристократом. И когда я уже была готова согласиться с первым постулатом, от предоставленных доказательств я начала слишком ржать. Ко всему, ничего не сказано по поводу главного аргумента - каким макаром Изабелла и Фердинанд, которые, гм, несколько недолюбливали людей некой национальности (окей, они недолюбливали многие национальности), дали Колумбу корабли. Идея с аристократом больше похожа на правду. Но зачем Колуб скрывал своё имя даже после того, как Жуан (португальский король), по предположению Сантуша, простил его - вельможу, которого подозревали в измене, и позвал обратно? Думается, Сантуш заигрался со своими слонами и Христофор никогда не был португальцем, однако происходил из некого рода, которому нельзя было называть себя, но которое при всём том был достаточно величественен, чтобы короли допускали Колумба до аудиенций. И тут, для меня абсолютно очевидно, что исследователи роют не в том направлении, им нужно искать семью, которая подвергалась гонениям не из-за краткосрочной ссоры со своими королём (а нах имя, имя-то скрывать, если Колумб поругался с Жуаном и стал искать тёплое место под крылышками соперничающих Изабеллы и Фердинанда?), а которую уничтожали по иным причинам.

    Каждый пять минут Норронья повторяет со всем презрением (я вот прямо слышу такое наполненное шипящими португальское произношение) "Генуэзский ткач". Типа, фу, типа, гадость. Ну, может, оно реально так, не стали бы простого ткача допускать до королей. Если он реально был ТОЛЬКО ткачом. Если не был бастардом вельможи, который бы и оплачивал уроки Колумба. Предположение ведь простейшее, не? Ох да, ведь тогда, бяда-бяда, Колумб всё равно не будет португальцем. Заодно Норронье под конец книги пересказали историю прибытия Колумба, которого так не хило помотало по Пиренейскому полуострову. Норронья уже месяц копает, когда видит в загадке слово "Фуко", не может догадаться, что Фуко в мире был не только Мишель (компьютера нет, гугл заблокирован, страшная страна Португалия, страшнее Северной Кореи), а потом, аллилуйя, видит книгу Эко (угадайте, друзья, кого мы пытались копировать, помимо Брауна), вдруг соображает (второй раз аллилуйя) и пытается читать указанную страницу (да, в Португалии за все двадцать лет одно издание Эко и всё продолжает стоять на полке в книжном магазине), в общем, этот Норронья за всё время не поинтересовался, так как возвращался Колумб.


    А генуэзский ткач болтается по Португалии, от Азор до Алгарве, от Лиссабона до Вила-Франка-де-Шира, от Азамбужи до Аландры, не торопясь беседует с королем и королевой, наносит визиты и вообще ведет себя так, будто он на увеселительной прогулке. Разве так флотоводец на службе у испанской короны должен вести себя в стане врагов?

    О нет, так, с точки зрения Сантуша, ведёт себя заговорщик - посещает всех друзей, шобы Кастилькие короли ни о чём не догадались. А ломанусь-ка я по всей Португалии, авось это скроет то, что я португалец.

    Наконец, о чудо, Томаш выясняет, что Колумб на самом деле Шьярра Колонн (оно объясняет, почему его называли Герра). Может такое быть? Ну, почему бы и нет. Правда, эти португальские аристократы итальянского происхождения не иудеи. Совсем. Но Сантуш говорит, что у них обязана быть иудейская кровь на том основании, что он так хочет. Рукалицо, как и при работе с девятью десятыми конспирологов - яркая идея так им сносит крышу, что если факты не ложатся в канву, тем хуже для фактов. Окей, меня убедили, что Колумб, скорее всего, происходил из старинного рода, который спокойно принимали у себя короли с полуострова и за представителя которого не зазорно было отдать замуж дочь. Какие-то иудейские крови, возможно, у Колумба (у того, кто себя так называл) были, но вряд ли кровь иудеев, живущих на полуострове, скорее иерусалимских (тогда это бы объяснило, почему, несмотря на реконкисту, на католические гонения и прочие радости жизни, сынуля Эрнандо гордился этими кровями). Впрочем, это всё хорошо, если будет доказано, что каббалу Колумб всё же знал (я как раз думаю, что мог, но "доказательства" Сантуша - "ты мне любое количество цифр дай, я тебе такой Кетер нарисую, закачаешься" - не для моих слабых нервов). Ну, и, разумеется, имя. Которое не называли даже короли, хотя уж им-то на интриги в соседнем королевстве, накласть с скипетром. Значит род накосячил по-крупному по всей Европе, но вряд ли сделал что-то назло папе Римскому. Потому что если не знатный род, то не отдали бы за него дворянку, а если бы род накосячил с Папой, то фиг бы его принимали Изабелла и Фердинанд (нет, есть, конечно, варианты, почему было бы исключение, но не настолько статистически вероятно, чтобы рассматривать). Так что, если меня не обманули от и до в предоставленных фактах, то мне приходит на ум некий род, потерявший власть: родовитость есть, дворянок отдавать можно, но громко орать на всю Европу, с кем ты не якшаешься, не то, чтобы нельзя, скорее, не стоит.

    А ещё в "Кодексе 632" злые, злые итальянцы которые хотят Скрыть Правду (два последних слова не проговаривать, а визжать на надрыве). А португальцы все такие бедные и несчастные, все их обкрадывают, испанца Португалия по глупости лучшие куски Америки отдала (а ведь Америки открыла-то Португалия), и Колумба у неё отбирают, и вообще злые люди вокруг, а Португалия впереди планеты всей и все ей ещё задолжали. Вот.

    Ладно, закругляюсь. У меня такой ура-патриотизм вызывает обратные явления. Зато я узнала про усадьбу Кинта да Регалейра. Сижу, любуюсь.

    77
    2,3K