Рецензия на книгу
Тур де Франс. Путешествие по Франции с Иваном Ургантом
Владимир Познер
ELiashkovich18 января 2017 г.На прошлой неделе писал рецензию на книгу Познера "Одноэтажная Америка". Сейчас прочитал его "Тур де Франс" и понял, что ничего принципиально нового сказать не могу. "Тур де Франс" сохранила все присущие "Америке" недостатки, а кое в чем получилась даже хуже.
Во-первых, книга вышла такой же осколочно-фрагментарной. Познер вообще ни во что не углубляется, весь материал подается максимально поверхностно и неподробно. В результате выходит какая-то мешанина, которая, вопреки цели автора, и близко не позволяет проникнуться величием и красотой Франции. В этом городке он выпил вина, в этом съел устрицу, в этом сходил в музей - все это хорошо, но мы и так знаем, что Франция славится вином, устрицами и музеями. А как насчет чего-то нового?
Самое непостижимое, что временами желание углубиться в тему у Познера все-таки проскальзывает, но по каким-то непонятным причинам автор извиняется и уходит куда-то в сторону. Например, в конце удивил пассаж "Хотелось бы поговорить о французском образовании, ведь на мой взгляд оно лучшее в мире, но не буду". Очень странно.
Во-вторых, у меня сложилось ощущение, что Познер немного недооценивает читателей. Ему в принципе свойственен некоторый снобизм, но в этой книге он превзошел себя. Так, он всерьез думает, что читателю не может быть известен факт о том, что устрицы повышают мужскую потенцию - хотя об этом уже написано столько, что про это слышали даже дети. Также Познер убежден, что читатель не сможет без подсказки понять, какая связь между д'Артаньяном и Гасконью - опять же, лично я убежден, что с такой немудреной логической цепочкой справится всякий. Еще в одном месте Познер просто нокаутировал, заявив, что знает о кальвадосе не так уж и много, в частности, то, что его много пьют в произведениях НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТОГО писателя Эриха Марии Ремарка. Тут я прямо опешил - уж если Ремарк у нас забытый, то кого тогда вообще можно назвать известным писателем?!
В-третьих, книга получилась чересчур гастрономической. Много вина и прочего арманьяка, много поваров с мишленовскими звездами, много элитных ресторанов, а вот истории, к примеру, почти нет. Равно как и культуры. Опять же, как-то не вяжется со стартовыми уверениями в том, что автор сейчас будет знакомить нас с неизвестными сторонами французской жизни.
В общем и целом, осталось впечатление, что книга написана исключительно в коммерческих целях. "Познер" и "Ургант" - слишком мощные бренды, книгу с их фамилиями на обложке купят в любом случае, значит, можно не сильно заморачиваться насчет контента. Чем-то похожим, только в еще более гипертрофированном масштабе, сейчас занимается некогда весьма и весьма талантливый Эдвард Радзинский.
4/5
9129