Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    CatMouse17 января 2017 г.

    Всякий раз, когда стоишь перед выбором, будь внимателен: не выбирай то, что удобно, комфортно, респектабельно, признано обществом, почётно. Выбирай то, что находит отклик в твоём сердце. Выбирай то, что ты хотел бы сделать, невзирая ни на какие последствия.

    Ошо (Бхагван Шри Раджниш)


    Беря в руки тяжелый и толстый том с полустершимися готическими буквами на обложке, с трудом удается победить легкую оторопь в предвкушении чтения изысканного, витиеватого, трудного. Но ничуть не бывало - этот роман по-немецки прям и прост, не слишком изящен и вовсе не прециозен. Но необычайно тонко подмечены в нем человеческие характеры и взаимоотношения, а внимание, уделенное Манном описанию внешности и привычек каждого персонажа, напоминает даже неподражаемую манеру русских классиков. Мне на ум приходили порой герои произведений Гоголя, а где-то даже Достоевского.

    В реальность каждого героя книги веришь без труда: это не гении своего времени, не одаренные первооткрыватели, не отважные путешественники, а просто люди. Люди из высшего общества, с детства владеющие латынью и французским, обученные игре на музыкальных инструментах, вдохновенно ведущие беседы о политике и религии. Но все же вполне заурядные, пропитанные духом своего времени, в чем-то талантливые, а в чем-то бездарные. И такие живые, что рассматривать их поступки и реакции, наблюдать за тем, как складывается их судьба - настоящее удовольствие.

    Персонажей - членов семьи и встречающихся им на жизненном пути, вроде бы много, Но в центре повествования так или иначе всегда остаются двое. Инфантильная и злопамятная, но самоотверженная Тони - неудавшаяся жена, но благодарная дочь и любящая сестра. Ответственный и справедливый Томас, заботящийся обо всей семье в целом, но оказавшийся жестоким и непонимающим отцом. Эти двое косвенно станут причинами гибели рода, сами того не желая, не будучи в силах поступить по велению души, вопреки законам своего времени и ожиданиям общества.

    Как знать, не было ли пресловутое чувство долга и ответственности перед семьей просто страхом, неуверенностью и невозможностью поступить согласно зову сердца. Не привел ли к гибели рода отказ от любви в самом начале. Не много ли мы берем на себя, взваливая на плечи весь груз заботы о других, не спросив их мнения.
    А может, просто пришло время освободить место для новых семей, нового времени.

    16
    156