Рецензия на книгу
Любовник
Бернхард Шлинк
smereka12 октября 2010 г.Сейчас редко кто может позволить себе роскошь читать толстые романы. К тому же, в произведениях малых форм скорее виден (или не виден) талант и суть автора. Умение самовыразиться одновременно красиво, лаконично и всеобъемлюще дорого стоит. И знакомство с рассказами Б.Шлинка стало приятным открытием.
В сборнике "Другой мужчина" Б.Шлинк предстаёт перед читателяем как состоявшийся европейский писатель, проявляющий редкое сочетание глубочайшего психологизма с поразительным чувством юмора, которому есть что сказать, кроме традиционной темы детско-юношеских воспоминаний и профессиональной - холокоста и реабилитации германской духовности после 2й мировой войны ("Чтец").Безумно интересно было прочесть провокационную «Девочку с ящеркой», где автор обрушивает на читателя массу шарад. Рассказ - история взросления сквозь призму погружения героя в жизнь европейской художественной богемы между двух двух мировых войн: Шлинк наделяет самоизобретённого Рене Дальмана (синтез бельгийца Рене Магритта с испанцем С. Дали?) любовницей и музой Лидией Дьяконовой (Елена Дьяконова, она же - Гала Дали ), упоминает, что в журнал «Фиолетовая ящерица» писали сюрреалисты Бекман и Бретон. А чего стоит описание картины Дальмана с ящиками (скульптура С. Дали "Венера Милосская с ящиками")!
Но и без знания аллюзий, рассказ прекрасный: о бегстве от символов детства, о попытке прояснить семейную тайну, обернувшейся крахом семьи, а затем избавиться от памяти об этом знании."Другой мужчина" - ещё одно напоминание о том, что никто не может быть уверенным в своей единственности в отношениях, что невнимательность и слепая успокоенность в якобы гармонии и благополучии всегда оставляют нишу эмоциональной неудовлетворённости спутницы (спутника), и что проиграть можно даже "мыльному пузырю".
Рассказ «Сладкий горошек» - ремейк рассказа А.Моруа «Ариадна, сестра», думаю, сознательный и пародийный. Прекрасно и с юмором показан ужас "тройственной" любви со всех сторон.
Ну а суперэкзистенциальная «Женщина с бензоколонки» вполне достойна занять место в авангарде жанра.
Все герои Шлинка стремятся гармонизировать своё интимное пространство, и, в бегстве в него, вынуждены делать мучительный выбор, считаясь с политическими реалиями (двойное предательство друга в ("Измене"), национальными и религиозные традициями ("Обрезание"), и затем разочаровываться в своём выборе.
Особняком выделяется рассказ ("Сын")., герой которого предчувствуя свою бессмысленную гибель согласно слепым законам чужой политики в какой-то стране, похожей на Чили (если бы Альенде не погиб в 72м :) ) , пытается восстановить связь с сыном и память о нём.
В целом - очень качественно, разнопланово и интересно.2265