Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек-ящик

Кобо Абэ

  • Аватар пользователя
    Lidinec7 января 2017 г.

    Бесконечный склад

    С некоторых пор я считаю себя большим любителем (в смысле, не профессионалом) японской литературы. И могу с уверенностью сказать: редко бывает, чтобы книги японских классиков читались сами собой - чаще всего их нужно преодолевать. Вместо пледа и чая - восхождение на буквенный склон, который то и дело норовит мягко столкнуть тебя вниз, к настоящему развлекательному чтиву.

    Осилив неспешного Кавабату, непредсказуемого Акутагаву, обоих Мураками (подволшебненного и чернушного), я подошла к Абэ. Еще на первых курсах университета прочла "Женщину в песках" и поставила ей твердые восемь баллов из десяти. Да и себе - за терпение, близкое к медитации. Но рецензия не об этом... Потом было несколько моих личных вершин - скользких и не очень: "Четвертый ледниковый период" и "Чужое лицо" . Казалось бы, дело пошло - и вот я взялась за "Человека-ящика" .
    Но мне только казалось.

    Кобо Абэ в этой книге рассказывает о существовании людей, однажды надевших на себя ящики, да так и оставшихся жить в них. Начинается всё с тщательного описания быта такого "хомо гофрокартонус" (тут книга еще обещает быть интересной). Правда, потом появляются несколько отдельных кусочков-случаев, которые вклиниваются в главный сюжет. Дальше возникает врач, желающий купить ящик у человека-ящика. Позже он оказывается двойником человека-ящика, а с ним заодно действует женщина с экзгибиционистскими наклонностями. Сюжет лихо закручивается и... На 63% книги я понимаю, что ничего не понимаю. Остальные проценты были прочитаны с горем пополам. Иногда я выныривала на поверхность книги, казалось, будто вот-вот снова ухвачу нить сюжета.
    Но мне только казалось.

    Осталось чувство неудовлетворенности: как будто тебя обещали сводить в ресторан, а привели в ларек за углом. Да еще и снег метет. Почему же тогда я оценила книгу в четыре балла? За приятно щекочущую мозг концепцию "человеков-ящиков". Да, она не нова, особенно для русской литературы с ее собственными "футлярами" производства Чехова. Отличается только ракурс: если у Антона Павловича взгляд замкнувшейся личности устремлен внутрь себя, то кобовский "ящик" смотрит по сторонам. Вернее, даже подглядывает. Пока я это пишу, возникает ощущение, будто кто-то наблюдает за мной из прорези в коробке.
    Но мне только показалось.

    11
    961