Рецензия на книгу
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 4. Записки из Мертвого дома
Ф. М. Достоевский
Аноним4 января 2017 г.Перед нами записки “из мест не столь отдалённых” - мёртвого дома, как выразился Достоевский. За участие в революционном кружке автор был приговорён к смертной казни. Осуждённых вывели на казнь, но в последний момент приговор отменили: один из заключённых сошёл с ума, а Достоевский получил сильнейшее переживание, которое, думается, сыграло немаловажную роль в его дальнейшем творчестве.
Соответственно перед нами практически документалистика, нежели художественное произведение. Достоевский провёл на каторге 4 года и за это время он глубоко вник в душу народа и возможно даже “привил” в себе некоторое человеколюбие.
Неудивительно, что публикация “записок” прошла не совсем гладко. Ведь закрыв глаза на мрак и ужас телесных наказаний, жизнь в остроге Достоевского получилась не так уж и плоха. На воле, в то время, крестьяне часто голодали, а солдатам приходилось идти на смерть. В остроге, по крайней мере, все были сыты и живы.
Например, по сравнению с Соловками Прилепина, острог Достоевского кажется пионерским лагерем, несмотря даже на ужасающие описания телесных наказаний. Однако после той же главы "Акулькин муж" понимаешь, что для некоторых личностей даже намертво исполненных плёток и палок по сути мало.
Достоевский копает глубоко. Мы не видим описания главного героя, от которого ведётся повествование, зато видим множество любопытных характеров других заключённых. Так глубоко копать может только мастер. Преклоняюсь перед блестяще заострённым и всепроникающим орудием его искусства. Достоевский добирается даже до мысли, психологии и некой душевной конструкции собаки, что уж говорить о людях.
Где-то глубоко в каждом есть свет, даже в самом отъявленном преступнике. Ныряя в душевную конструкцию такой личности, Достоевский извлекает данную крупицу света наружу - показывает её читателю, тщательно смакуя данный процесс. Именно поэтому возможно, кажется, что он чрезвычайно мягок. Однако крупица света не осветит комнату и факт наличия этой крупицы в окружающем мраке тёмной комнаты совсем не существенен. Есть преступление, и есть наказание, как некая древняя формула балансировки сил.
Мне лично ближе более суровые описания каторжного быта, но автор, в погоне за светлой искоркой в бездне тёмных, лишённых свободы душ - несмотря даже на блестяще прописанные характеры и занимательные истории - создал очень уж либеральный образ острожного быта. Человеколюбие том виной, либо ранний период творчества автора, а может Достоевский вообще не ставил себе цели стращать читателей, но факт остаётся фактом: человеколюбие на грани религиозного всепрощения вступает в суровое противоречие необходимости ответной жестокости.
478