Рецензия на книгу
Час Быка
Иван Ефремов
alanbigulov4 января 2017 г.«Час Быка». Иван Ефремов. Социальная фантастика в жанре антиутопии, написанная почти 50 лет назад, подробно описывает очень вероятную перспективу, а вернее - тупик, в который может войти человечество при установлении глобальной олигархической власти на планете. Ефремов называет это состояние «инферно», то есть - ад, который может длиться сколь угодно долго, тысячелетия. Система научится себя воспроизводить (или уже научилась), а у масс практически не будет шансов вырваться из этого капкана.
Читая описание тоталитарного общества далекой планеты Торманс (кстати сформированного когда-то сбежавшими землянами), с болью и возмущением находишь много параллелей с сегодняшним днем. Во многом, эти инфернальные планы уже реализованы у нас на Земле в настоящее время. И наша страна - совсем не исключение, где очень часто взаимодействие с государственным аппаратом превращает твою жизнь в бюрократический (а бывает и похуже) ад.
Автор удивил умением разглядеть эти тенденции еще в далеком 1968 году, и не в западном мире, критика которого была обычной для того времени, а именно, у нас, в стране социализма, бодро и строем двигающегося к победе коммунизма. Ведь система бесконечно воспроизводящейся тирании на планете Торманс была осуществлена именно выходцами из профанированного социалистического общества землян. На мой взгляд, писатель предвидел деградацию и крушение СССР и всего социалистического проекта и установление глобализованного мира выхолощенных потребительских ценностей, мира в котором атлант расправил уже плечи и готов к установлению всепланетного вечного диктата.
Не зря книга была запрещена, а сразу после внезапной смерти писателя в его квартире проходили обыски. Я ознакомился с книгой дважды - сначала в аудио варианте, а потом прочитал. Художественность языка, описания душевных состояний героев является в романе второстепенным, все это подается очень схематично, уступая место подробному анализу социального и концептуального (концепта инферно) аспектов мира Торманса.
Тормансиане смогли преодолеть инфернальное состояние только с помощью прибывших к ним землян. Кто же поможет нам?
Книга углубила мое понимание происходящего сейчас. Настоятельно рекомендую всем думающим людям, чувство долга и ответственности которых распространяется за пределы наполнения домашней кубышки. Всем, кто пытается понять, что происходит сейчас в мире и как действовать в связи с этим. Всем, кто хочет вырваться из своего инфернального и инфантильного состояния.
Некоторые цитаты:
«самое трудное в жизни — это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств.»
«Они видели гигантские города, редко разбросанные по планете, точно воронки, всосавшие в себя основную массу населения. Внутри них люди Торманса жили в тесноте многоэтажных зданий, под которыми в лабиринтах подземелий происходила повседневная техническая работа.»
«мелкие несчастья вроде падения на улице вызывали смех у случайных свидетелей. Стоило человеку разбить хрупкий предмет, рассыпать какую-нибудь ношу, как люди улыбались, будто радуясь маленькой беде.
Если же случалась большая беда — телепередачи показывали иногда катастрофы с повозками или летательными аппаратами, — то немедленно собиралась толпа.
Люди окружали пострадавших и молча стояли, наблюдая с жадным любопытством, как одетые в желтое мужчины, очевидно врачи и спасатели, помогали раненым. Толпа увеличивалась, со всех сторон сбегались новые зрители с одинаково жадным, звериным любопытством на лицах. То, что люди бежали не для помощи, а только посмотреть, больше всего удивляло землян.»
«Людям Земли казалось странным, как могли спортивные состязания собирать такое огромное количество не участвующих в соревнованиях зрителей, почему-то приходивших в невероятное возбуждение от созерцания борьбы спортсменов. Только впоследствии земляне поняли существо дела. В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие все свое время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Всем другим не было места на состязаниях. Слабые физически и духовно тормансиане, как маленькие дети, обожали своих выдающихся спортсменов. Это выглядело смешно и даже противно. Похожее положение занимали артисты. Из миллионов людей отбирались единицы. Им предоставлялись лучшие условия жизни, право участия в любых постановках, фильмах и концертах. Их имена служили приманкой для множества зрителей, соревновавшихся за места в театрах, а сами эти артисты, называвшиеся «звездами», подвергались столь же наивному обожествлению, как и спортсмены. Положение, достигнутое «звездой», лишало ее или его всякой другой деятельности. Выступать в качестве артиста любому другому человеку, сумевшему самостоятельно достичь высот искусства, как на Земле, здесь, по-видимому, не удавалось. Вообще отпечаток узкого профессионализма лежал на всей жизни Торманса, обедняя чувства людей и сужая их кругозор.»
«В телепередачах и радиоинформации очень много внимания уделялось небольшой группе людей, их высказываниям и поездкам, совещаниям и решениям. Чаще всего упоминалось имя Чойо Чагаса, соображения которого на разные темы общественной жизни, прежде всего экономики, вызывали неумеренные восторги и восхвалялись как высшая государственная мудрость. Может быть, далекие от подлинной прозорливости гения, охватывающего всю глубину и широту проблемы, высказывания Чойо Чагаса в чем-то были очень важными для обитателей Торманса?»
«инферно для души — это первобытные инстинкты, плен, в котором человек держит сам себя, думая, что сохраняет индивидуальность»
«Эрф Ром предупреждал человечество не допускать мирового владычества олигархии — фашизма или государственного капитализма. Тогда над нашей планетой захлопнулась бы гробовая крышка полной безысходности инфернального существования под пятой абсолютной власти, вооруженной всей мощью страшного оружия тех времен и не менее убийственной науки»
«Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?»
«Человек, в массе своей невоспитанный, недисциплинированный, не знающий путей к самоусовершенствованию, старался уйти от непонятных проблем общества и личной жизни. Отсюда стали неизбежны наркотики, из которых наиболее распространен был алкоголь, грохочущая музыка, пустые, шумные игры и массовые зрелища, нескончаемое приобретение дешевых вещей.»
«Следовательно, вам надо немного людей, мужественных, смелых, умных, чтобы развалить олигархию, и очень много просто хороших людей, чтобы построить настоящее общество.»
«Кроме этого, у всех тормансиан был общий страх, присущий людям урбанистического общества, — страх остаться без работы, то есть без пищи, воды и крова, — ибо люди не знали, как добыть все это иначе, если не из рук государства.»
«Нагнетание угрозы тотальной войны как прием политической агитации, постоянное напоминание об этом в газетах, радио, телевидении способствовали психозам молодой части населения — противоречивым стремлениям скорее испытать все радости жизни и уйти от ее реальности»9376