Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
diman_nikolaev31 декабря 2016 г.диалектика переходного периода
есть книги, оставляющие после себя довольно неоднозначное впечатление. с одной стороны хочется искренне сочувствовать некоторым героям, с другой – понимаешь, что неспроста, ах неспроста все это написано именно так.
в романе николая кочина деревня показана в самое что ни на есть переломное время – переход от нового к старому, когда прежние устои, все что составляло тот самый стержень миросознания стреднестатического деревенского жителя, все эти религиозные предрассудки и гендерные отношения, все оттесняется в сторону под напором нового и светлого, настойчиво пробивающего себе дорогу в будущее.перед читателем проходит целая галерея персонажей – жителей деревни немытая поляна, каждый со своим характером и со своей, не такой ушш и простой судьбой. вот парунька, смолоду оступилась, так что пока что ей суждено терпеть косые взгляды односельчан (да если бы только взгляды), а вот марья, с куда боле незавидной участью замужней уже женщины, вот егор канашев – самый что ни на есть кулак и классово чуждый элемент, а вот анныч со своей «правдой жизни» и много есчо кто.
жизнь в деревне в то время незатейлива, но очень жестока в отношении женщин, обильно насыщенная мракобесием и беспросветностью – все это хорошо и подробно показано у автора, при этом, роман получился очень разноплановым, тут находится место и оголтелой коммунистической агитации, и разноплановому экшену типа свадьбы или похорон. «все смешалось в доме облонских», как писал классик.
в принципе, читать и понимать это произведение невозможно без понимания исторических реалий того времени – роман опубликован в 1929 году, это 12-й год после революции, и «дивный новый мир», который обещают большевики еще только зарождается, медленно-медленно доходя и до российской глубинки. еще неизвестно, что там ждет всех впереди, но ясно, что по-прежнему уже не будет. там, наверху, сталин потихоньку укрепляет свои позиции, троцкий высылается вон, зато тухачевский пока «на коне», как и бухарин и легион им подобных. это самый что ни на есть переходный период.
понятно, что публиковались в то время лишь очень «политкорректные» произведения, где черное = черному, а белое = белому, и решительно ниспровергается вся старая идеология. а на войне, пусть и на идеологической, все средства хороши – вспомните лихого казака, десятками насаживающего на пику младенцев – сложно придумать более эффективный пропагандистский образ, чтобы запугать немецкого обывателя времен первой мировой. ну а как еще с максимальной эффективностью показать отрицательные стороны патриархальных традиций в деревне, как не страница за страницей описывая ужасные события тотального насилия? в принципе, тема «нелегкой долюшки женской» совсем не новая для отечественной литературы, но читая некрасова, или скажем задумываясь, кто виноват в гибели катерины из драмы островского «гроза», читатель вряд ли склонен думать о массовости подобных явлений, для него это (как и для автора) – единичные случаи.
а в романе «девки» наоборот, автор берет массовостью – и описанные им случаи видятся не как трагедия отдельного персонажа (паруньки, марьи), а как тотальное явление, распространенное – повсеместно. неважно, насколько такая глобальная гипербола соответствует действительности, важно, что это работает, и над тягостной судьбой марьи бадьиной, терпящей издевательства своего мужа, читатель прольет слезу куда охотнее, чем над куда более беспросветным существованием сони мармеладовой, а разве большинство героев достоевского не «униженные и оскорбленные», разве они не заслужили сочувствия? мне кажется все дело в том, что достоевский ставил перед собой несколько иные цели, чем дешевое выжимание слез у читателей, живописуя ужасы прежней жизни и пленительный аромат «дивного нового мира».
согласно николаю кочину, реальность деревенского быта того времени ужасна, но не безысходна. есть свет в конце тоннеля, ведь «ленин великий нам путь озарил», и именно приход социализма является панацеей от всех бед и несчастий (хорошо это видно на примере той же паруньки), и «отречемся от старого мира // отряхнем его прах с наших ног», а так же «кто был никем, тот станет всем», разве не так? именно с этой целью и был написан этот роман, именно с этой целью и живописались
и преувеличивалисьвсе ужасы деревенской жизни в то время, потому что вот оно, приходит новое время, когда все и для всех будет по другому, все будут равны и всеобщая справедливость восторжествует.ну а какая «справедливость» восторжествовала в нашей стране во второй половине 30-х годов, меньше чем через десять лет после выхода романа – всем хорошо известно.
61,5K