Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
EvgeniyaMezentseva30 декабря 2016 г.НЕрецензия
Сразу оговорюсь, что грешно называть рецензией любые рассуждения по поводу Умберто Эко объемом меньше диссертационной работы. Поэтому назову нижеследующее "моими скромными впечатлениями".
"Имя розы" - это, в первую очередь, постмодернисткий текст. Соответственно, множество смыслов, символов, слоев, намеков, интертекстуальности и прочего-прочего из курса теории литературоведения, на лекциях по которой идет кругом голова даже у студентов-филологов. В этом тексте можно "блуждать" как в лабиринте многие-многие часы в поисках истины. И для каждого она будет своя. В этом гениальность текста "Имени розы".
Фактически в основе сюжета лежит история расследования серии загадочных смертей (убийств?) в итальянском мужском монастыре в XIV веке. Бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский и его помощник Адсон пытаются найти преступника и одновременно одну за одной приоткрывают тайны монастыря, и, в частности, богатейшей библиотеки. А еще - таинственной рукописи, смертельного яда и скрытой комнаты.
Книга околдовала меня, мне очень понравилось. Чтение не из легких, несмотря на интригующий детективный сюжет. Но меня впечатлила не столько он, сколько Средневековье. Обширные размышления на актуальные для того смутного времени темы оказываются невероятно актуальными для современности. Католическая церковь с ее подноготной историей (противостояние Пап, церкви и светской власти, церковь и богатства/блага, плотские и иные пороки монахов); книги и знания - для всех или для избранных; и наконец, центральная коллизия романа - смех: дьявол или истина, а может даже мятеж? Остается думать, осмысливать, рассуждать, спорить. Вот, например монолог Хорхе об Апокалипсисе, который должен был бы навести ужас на современника героев книги, навел ужас на меня.
В итоге хочу сказать банальное: Умберто Эко гений и, безусловно "Имя Розы" must read. Только выберите правильное время.660