Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мы

Евгений Замятин

  • Аватар пользователя
    loscocos14 декабря 2016 г.
    “Мы” - от бога, “я” - от дьявола

    Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...
    Е. И. Замятин

    Нужно сразу расставить все точки над i и сказать что:

    • Эта книга читается очень сложно. И дело не в классической мрачной обстановке антиутопий, дело в языке. Представьте себе самые мощные, яркие, отрывочные, кувыркающиеся строки из Маяковского, его урбанистические гротескные образы. А теперь представьте, что так написано 200 страниц прозы...ну, понятно, я думаю.
    • Но это книга, которую нельзя не читать. Во-первых, Замятин фактически родоначальник жанра антиутопий, во-вторых, как ни странно, язык, а в-третьих, как объяснял сам автор - это роман о тупике всех современных социальных режимов, в целом, цивилизации.

      В романе описывается идеальное государство будущего, в котором люди максимально приблизились к тому, чтобы все были счастливы. Нет больше "Я" есть только "Мы", Единое Государство и "Благодетель". Люди, точнее нумера, живут в стеклянных квартирах, делают все по идеально-выверенному расписанию. Религия, поэзия, искусство - пережиток прошлого. Каждый имеет право на каждого. Поэтому, взяв розовый талончик, можно иметь интимную связь с любым из нумеров. Единое Государство отгорожено Зеленой стеной от внешнего мира, от природы. Небо идеально синее. Облака - страшнейшая пошлость, которая портит эту идеальную синь.


    Единственная проблема у жителей Единого государства - душа. Или, как это обозначено в книге "фантазия". Ни души, ни фантазии быть не должно - они рассматриваются как болезнь. И государство сделает всё, чтобы избавить нумеров от этого недуга.

    Мне бы хотелось рассматривать "Мы", как роман в каком-то роде импрессионистический. Слово здесь - это крупные мазки, нанесенные в беспорядке на холст повествования. Экспрессия создает напряженность - сюжетную и художественную.
    Сюжет довольно прост, но все время приходится продираться через эти "заросли экспрессии". В общем, конечно же, во всем виновата женщина - i-330. Нумер Д-503 - главный герой, инженер, передовик, так сказать, был околдован ее чарами и тут все пошло не так, как надо. В его идеальную картину мира и самовосприятия постучалась ДУША. И вот он уже имеет дерзость отделять "Я" от "МЫ", все рушится, мир вокруг перестает быть понятным и доступным. Масла в огонь добавляют еще пара дам: Ю и О. Принято считать, что женские образы удавались Замятину лучше всего. Да, наверное, что-то в них есть.
    Весь роман укладывается в 40 записей, которые делает главный герой. Т.к. он болен, то в записях этих сумбур и та самая экспрессия. Я хорошо понимаю людей, которые не могут осилить эту книгу:)

    P. S. Язык здесь даже важнее, чем все остальное. Очень много неожиданных звуковых и зрительных образов, настроение передается через цвет, звук, форму. Много коротких отрывочных предложений. Если I - это колючая, тонкая, дерзкая, роковая, натянутая струна, женщина-героиня, то О - это мягкая, округлая, всё вмещающая дама и т.д. Это нужно просто читать.

    P. P. S. Интересно было читать о выборах в Едином Государстве:


    Разумеется, это непохоже на беспорядочные, неорганизованные выборы у древних, когда -- смешно сказать -- даже неизвестен был заранее самый результат выборов. Строить государство на совершенно неучитываемых случайностях, вслепую -- что может быть бессмысленней? И вот все же, оказывается, нужны были века, чтобы понять это. Нужно ли говорить, что у нас и здесь, как во всем, -- ни для каких случайностей нет места, никаких неожиданностей быть не может. И самые выборы имеют значение скорее символическое: напомнить, что мы единый, могучий миллионноклеточный организм, что мы -- говоря словами "Евангелия" древних -- единая Церковь. Потому что история Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить величественный унисон.


    Ничего не напоминает?


    Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…
    6
    55