Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним10 декабря 2016 г.

    "Раз открыв этот „безумный, безумный мир“, Рокантен уже не может нигде и ни в чём найти точку опоры: всё поплыло перед его эмоционально преображённым взором, всё потеряло привычные очертания и обнаружило новое измерение, не поддающееся освоению и усмирению обычными человеческими средствами… Подоплёкой такого чувства является, конечно, эстетическая чуткость к безобразному — оборотная сторона влечения к прекрасному. Да и просматривая роман, всё больше убеждаешься в том, что рокантеновский „опыт тошноты“, прояснивший ему всю мерзость грубого существования, есть результат эстетической оценки тусклого буржуазного быта" Написал Киссель о Сартре в своей статье о "Тошноте".

    Романов с таким лейтмотивом много: кто-то вспомнит Бовари, кто-то Коллекционера, а кто-то и Степного Волка. Суть-то одна -- мещанский бы и весь сопряженный с этим трагикомический фарс, вызубренный подсознательно назубок, повально убивает как мещан, так и интеллектуалов, -- только первые находятся в блаженном неведении, а вторые лишаются какого-либо смысла, и в свою очередь, желания жить.

    Помимо эстетической части романа, повторяющимися темами, являющимися типичными для Сартра, является одиночество, абсурдность бытия, безысходность, нагнетающее чувство страха и отчаяния.

    Что мне понравилось:
    Фабула романа напряженная, в некотором смысле шизофреническая и хаотичная. В иные моменты дневник отдает так называемой "литературщиной" (за которую Антуан себя укорил разок), но это более чем терпимо.
    Психологизм у Сартра как всегда на высоте. Особенно понравилась сцена с врачем, зашедшим в бар, и то как Сартр раскладывал по полочкам как тот анализирует гг. мыслями Антуана
    "Декорации" в виде людей и происходящих вокруг событий органично переплетаются. Каждое слово имеет свою значимость, каждое описание человека приходит в определенное время и не просто заполняет пространство а несет что-то важное. Как впрочем и всегда, французский писатель делает великое произведение по своей композиции и детализации. Как говорил Бабель, у них это в крови.

    Что мне не понравилось:
    Было буквально пару раз многовато воды, когда гг. мусолил свои рассуждения про existentia и т.п. Мне это все показалось скучным и мишурным. Может это связано с тем, что я уже прошел через экзистенциальный кризис в своей жизни и живу благополучно, осознавая всю абсурдность бытия (правда все равно тошнит иногда).

    Четверочка. Прочитал бы это пораньше, лет так в 16-18, может быть и пятерку бы поставил.

    4
    121