Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дочь Ганга

Рабиндранат Тагор

  • Аватар пользователя
    Аноним29 ноября 2016 г.

    «Жизнь – это река, которая утекает и не возвращается обратно»

    Представьте себе, что жизнь – это река. Та самая, в которую нельзя войти дважды, как нельзя дважды прожить одну и ту же жизнь. Как всякая река, она может течь в разных местах и при разных условиях. Иногда её путь пролегает по равнине, и тогда течение её неспешно и размеренно, как жизнь старого брахмана, изо дня в день предающегося молитвам. Иногда в русле реки попадаются пороги и больше валуны: вода в таких местах начинает бурлить, ток её ускоряется, река становится неуютным местом; каждому, наверно, знакомо такое состояние, когда трудности накатывают одна за другой, а темп жизни ускоряется – только держись, да покрепче!

    Но иногда – в особый день – река становится смертельно опасной. Казалось бы, что ничто не предвещает угрозы, но беда подкрадывается незаметно и обрушивается так неожиданно, что и на твёрдой земле не успеваешь увернуться, не говоря уже о водной глади. От внезапного смерча деваться некуда, он с лёгкостью опрокинет любую лодку – таким вот образом в жизни любого человека, сколь бы опытен он ни был, может произойти крушение. И тогда мало кому удаётся спастись.

    Именно такой рекой, изменчивой, как сама жизнь, является индийский Ганг, широкий и полноводный. Великий Ганг, Священная река, в древние времена спустившаяся с небес и одарившая благодатью весь северо-восток Индии. Во все времена Ганг привлекал на свои берега миллионы людей, а его история неразрывно связана с индийской историей. Многие считают Ганг символом Индии; для индуистов Ганг является местом особого поклонения, он обладает способностью очищать души от грехов, он же является местом упокоения усопших. Не будет преувеличением сказать, что в умах индусов Ганг представляет саму суть жизни – от рождения до смерти.

    Поэтому не стоит удивляться тому, что Ганг сыграл особую роль в романе «Крушение», который написал Рабиндранат Тагор, индийский писатель родом из Бенгалии. На водной глади Ганга, являющей собой полотно жизни, всё и случилось.

    На первый взгляд, история, рассказанная в «Крушении», проста и незатейлива: свадьба, свершённая по индийскому обычаю, против воли молодых людей, но по воле родителей, внезапное ненастье посреди реки, в котором выжили только молодожены, которые друг друга в глаза не видели ни разу. Но – по одному от разных пар, ведь свадеб было сразу две, и обе потерпели крах.

    А дальше были страдания, метания, задушевные разговоры, надежды, убеждения и разочарования, бегство, тяготы и невзгоды, и снова надежды. Что было бы со всеми нами без надежды! Ох, не пережили бы мы ни единого порога, ни единой мели...

    Итак, на первый взгляд – всё просто. Но сложность кроется в мелочах, а мелочи превращаются в решающий фактор.

    Казалось бы, что тут такого? Живут себе двое, и пусть себе живут, наслаждаются жизнью. Но им мешают, не могут не мешать! Мешает данная когда-то клятва, мешает честь, не дающая лишнего слова сказать в свою пользу, мешают религиозные запреты, мешают обычаи, и само собой – люди, которым часто есть дело до всего на свете. Мешает и сердце, которому, как известно, не прикажешь. Но помогает надежда, надежда на то, что все эти помехи тоже сокрушит стремительный вихрь времени.

    Это крушение символизирует собой слом старого, патриархального и глубоко религиозного строя, в котором для людей существует только один путь, определяемый их кармой, свернуть с которого не выйдет, как ни старайся. Это крушение даёт возможность людям воспротивиться уготованной им судьбе, в решении которой них голос доселе был последним и не принимался во внимание. Под пером Тагора слабеют путы ортодоксального индуизма, смягчаются нравы, а потом и само мироздание приходит на помощь, хотя и сплетается сперва в затейливый узор.

    Ещё одним важным моментом «Крушения» является то, что Тагор весьма скупо описывает внешность героев, но широко распахивает двери их духовного мира. Особенно это заметно в отношении юной девушки Комолы, которая и является центром всего романа. Не случайно одно из изданий было выпушено под названием «Дочь Ганга». Великий Ганг – сама жизнь – поспособствовал рождению новой индийской женщины, самоотверженной, сильной и искренней. У неё нет прошлого, но перед ней большое будущее.

    Рабиндранат Тагор сумел показать, как важна человеческая личность сама по себе, как важно уважать и уметь слушать друг друга, и что не нужно слепо подчиняться судьбе. А тогда можно будет преодолеть любое крушение. Тагор наполнил свой роман мудростью и превратил его в символ создания нового мира, выросшего из обломков старого. Маленький камешек, который сдвинул гору.

    Здесь важна и личность писателя. Рабиндранат Тагор – один из величайших творцов Индии на рубеже XIX и XX века, лауреат Нобелевской премии, замечательный поэт и композитор. Он привнёс в свои произведения немало оригинальных для того времени идей, чем снискал большую славу на родине и за её пределами. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии, в переводы Тагора рассматривались на Западе как духовная литература.

    P.S. Оригинальное название романа – Noukadubi, что в переводе с бенгальского означает «Крушение лодки». В 2011 году роман экранизировал индийский режиссер Ритупарно Гхош. Ему удалось полностью передать замысел Тагора, визуализировать его, дополнив красивыми и трогательными песнями.

    4
    952