Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поселок

Кир Булычёв

  • Аватар пользователя
    Аноним29 ноября 2016 г.

    В детстве я обожала фильм "Гостья из будущего" и зачитывалась книгами об Алисе Селезневой, которые тогда только начали издавать в красивой серии "Замок чудес", так что даже странно, что я не выросла в поклонницу фантастики. Но полюбила открытый уже во взрослом возрасте космос Рэя Брэдбери - овеянный романтикой и проникнутый гуманистическими идеалами, о которых земляне давно позабыли. У Булычева такой же теплый ламповый космос; пусть он и суров, но вызывает симпатию.

    Посёлок - это горстка взрослых, которые оказались отрезанными от земной цивилизации почти на 20 лет, и их дети-"маугли", которые делают первые шаги во взрослую жизнь. Между ними возникает скрытый конфликт, наблюдать за которым мне было любопытнее всего. Когда космический корабль «Полюс» потерпел крушение, вместе с ним разбились жизни тридцати шести взрослых - космонавтов, ученых, исследователей, интеллектуальной элиты Земли. Все их профессиональные знания оказались бесполезными в жестком климате и первозданной природе необитаемой планеты. Рухнул привычный уклад. Сама их жизнь, целиком посвящённая науке, резко потеряла смысл. Взрослые, не все из которых пережили бегство с зараженного радиацией корабля через заснеженный перевал, стали последними осколками великой земной культуры. Среди незнакомых хищных лесов и заснеженных гор они нашли для себя новую цель - сберечь накопленные человечеством знания, стать для подрастающего поколения мостиком к цивилизации. Однако в глазах некоторых детей эта цивилизация отжила своё. Многие из них родились уже на новой планете. Она - их настоящая родина, а о Земле у них крайне смутные и обрывочные представления, основанные, за неимением книг и иллюстраций, лишь на рассказах старших. В мире, который для взрослых таит множество опасностей, дети чувствуют себя как дома, а знания о съедобных растениях ставят выше знаний о радиотехнике. На этой планете взрослые и дети как будто поменялись местами: последние лучше переносят мороз, лучше ориентируются в лесу, лучше охотятся и в целом лучше понимают окружающий мир. Для тех из них, кто приспособился к жизни в посёлке, возвращение на Землю будет таким же травмирующим, как для их родителей - кораблекрушение на далёкой планете. А ведь на самом деле это серьёзная универсальная проблема! Только в наши дни она поднимается в произведениях об эмиграции: сохранить культуру и самобытность своего народа на чужой земле или принять местные порядки и ассимилироваться? Правда, у Булычёва эта идея конфликта поколений в итоге сводится к банальному противостоянию грубой физической силы, необходимой для выживания в диких условиях, и нежных задротских мозгов, без которых из этих диких условий не вырваться. О том, что ждет детей природы на Земле, автор уже не рефлексирует. Но вовсе не потому, что саспенса и мрачняка в книге и без того достаточно - просто сам он из "лагеря взрослых", которые видят залог выживания не в адаптации к новой планете, а в воссоединении с другими землянами.

    Резюмируя, могу сказать, что это мощный page turner и идеальная книга в жанре young adult для экранизации в Голливуде, без шуток. Здесь и захватывающие дух внеземные ландшафты, и поражающие воображение новые виды животных и растений, и трогательная романтическая линия, и смертельные опасности, и героические подвиги, и интрига, которая держит в напряжении до самого конца. Кстати про финал: во время чтения я чувствовала себя настоящим шизофреником, потому что во мне боролись суровый реалист, жаждущий больше тлена и безысходности, и маленький романтик-гуманист, который мечтал попасть в "В" класс, потому что там училась Алиса Селезнёва. Не скажу, кто победил, но это была славная битва!
    Советские мультипликаторы замахнулись на это произведение («Перевал», 1988 г., реж. Владимир Тарасов), но у них получилась какая-то наркомания (что для того времени не удивительно). Эх, кто бы отправил сценарий Спилбергу!

    24
    109