Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Когда Ницше плакал

Ирвин Ялом

  • Аватар пользователя
    grausam_luzifer27 ноября 2016 г.

    "Есть мой путь, есть твой путь, а единого пути быть не может."

    Депрессивная холодная Вена и восьмидесятые годы девятнадцатого столетия.
    Люди, никогда не встречавшиеся при жизни, разрушат друг друга и соберут заново на страницах, вышедших из-под руки автора.
    Ирвин Ялом провёл увлекательный интеллектуальный эксперимент, столкнув Йозефа Брейера и Фридриха Ницше. Оба не требуют представления, оба гениальны и оба знакомы с несчастьем в той или иной мере.
    Зачастую введение в заведомо фантазийное произведение известных людей за основных персонажей является довольно сомнительным мероприятием, но в данном случае это не вызывает каких-либо нареканий, ведь это – эксперимент.
    И довольно удачный, посколько заметна проделанная автором работа по сбору биографических данных и личных материалов что Йозефа Брейера, что Фридриха Ницше.
    Лу Саломе, ещё не раскрывшая в полной мере свой потенциал, её будущее пока остаётся лишь будущим, но уже успевшая запустить свои коготки в сердце Ницше, обращается к Йозефу Брейеру с просьбой помочь её другу, посколько терапии всех предыдущих врачей не увенчались какими-либо результатами. Но помочь надо так, чтобы Ницше не узнал, кто за него хлопотал.
    Не сразу, но Брейер соглашается. С этого момента разворачивается увлекательнейшее действо – некая игра в пинг-понг интеллектуальной собственностью Ницше и биографическими скелетами из шкафа Брейера. Врач-Брейер и пациент-Ницше постепенно меняются ролями, которые сравняются лишь в самом конце – в кабинете останутся не два врача, не два пациента, не двое несчастных, а двое мужчин, облегчивших свою душу и прояснивших собственное сознание. Ирвин Ялом достаточно органично жонглирует идеями Ницше, которые он успел изложить в своих книгах, и более чем удачно держит линию Брейера, отчего персонажи не вызывают нареканий.
    Что интересно – в какой-то момент создаётся впечатление, что Ницше разговаривает с тобой лично, посколько персонаж Брейера, с его сомнениями в осмысленности собственной жизни, слабостями, страхом старости и смерти, потерянностью и пр. даст читателю шанс в чём-то увидеть себя.
    Три четверти жизни позади, успешная карьера, жена, дети, обеспеченность, друзья, привычки, шахматы по выходным и ужин с семьёй – все элементы сложились в картину счастливого человека. Но в этом ли счастье? Может, стоит поджечь, пока не поздно? И вообще, моя жизнь – действительно ли моя, я ли её выбрал? Или проживаю так, как мне навязали?
    Прямого ответа, который вы смогли бы легко принять и признать, в книге вы не отыщете. Но нащупаете путь, который выведет к свету.
    Когда на последних страницах Ницше заплакал – от облегчения я хотел прослезиться вместе с ним.
    23
    673