Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Люди, которые всегда со мной

Наринэ Абгарян

  • Аватар пользователя
    Аноним26 ноября 2016 г.

    Книга, которая от начала до конца влюбляла меня в себя и одновременно выжигала эту любовь каленым железом.

    Приступив к знакомству с Наринэ Абгарян, с первых строк я была покорена ее удивительным даром возвращать читателя в мир детства - в атмосферу любви и беззаботности, когда окружающий мир таит в себе море открытий, воображение работает на полную катушку, любые вопросы кажутся уместными, а звуки, вкусы и запахи настроены на максимальную яркость. И само время течет иначе. И любая информация (например, за сколько вдохов можно добежать бабушкиного дома) воспринимается как важная и очень ценная.


    ... детство - самое совершенное состояние души - всех любишь, ни на кого не держишь зла.

    Я вдруг почувствовала, что нашла то, что давно искала, - нечто похожее на любимые "Вино из одуванчиков" и "Вафельное сердце". Так бывает, когда встречаешь книгу, которая согревает душу. Писательница способна поймать все прекрасное, что есть в этой жизни, и так тонко, образно, душевно передать это словом, что воспринимаешь это как маленькое чудо. Но этот волшебный миг оказался очень краток, т.к., едва показав мне страну чудес, автор выдернула меня оттуда и вернула в жестокую реальность.

    В этой книге Наринэ Абгарян рассказывает историю армянской семьи минимум в пяти поколениях. В центре внимания, как точка отсчета, 5-летняя героиня - Девочка (имя у нее есть, и позже мы его узнаем, но все называют ее именно так). Повествование не линейное - мы попеременно оказываемся то в далеком прошлом, то в настоящем Девочки, то в прошлом не столь от нее отдаленном, то заглядываем чуть в будущее (которое для нас все равно является прошлым). Постепенно мы знакомимся с многочисленной родней Девочки, а также с соседями и их родней, погружаемся в бездну запутанных родственных связей и непривычных слуху имен (иногда очень схожих между собой). С каждой новой главой становится все сложнее следить, кто кому кем приходится.


    Ты стоишь в начале пути. За твоими плечами множатся и множатся твои ушедшие в небытие предки. За левым плечом - по линии мамы. За правым - по линии отца. Они - твои крылья... Они - твоя сила. Держи их всегда за спиной, и никто никогда не сможет сделать тебе больно. Потому что, пока помнишь о крыльях - ты неуязвим.

    Жизнь семьи Девочки проходит на фоне самых черных страниц истории армянского народа, поэтому вторым центром повествования является смерть, бесчисленное множество смертей. Да, безусловно, в "Вине из одуванчиков" тоже затронута тема смерти, но там это смерть старческая - она печальна, но все же естественна, неотвратима и в какой-то мере ожидаема. У Наринэ Абгарян зачастую молодых и полных жизни героев, нередко детей забирают война, голод, болезни, несчастные случаи, межнациональная рознь. Здесь все смерти жестоки и трагичны, и их столько, что сложно не потерять им счет.

    Семья Девочки переживает кровавый турецкий геноцид, Великую Отечественную Войну, голодное послевоенное время, армяно-азербайджанский конфликт. Автор не рассказывает об этих событиях подробно, лишь дает понять, что это было страшно, что в этой "мясорубке" люди гибли, теряли близких, что даже в мирное время память об этом живет в людях и даже в детях, никогда не видевших войны, - где-то на генетическом уровне.

    Не знаю, в какой степени автобиографична эта история, - мне лишь известно, что Наринэ писала о своем родном городе. Есть книги о войне, авторы которых были свидетелями военного времени. Абгарян рассказывает о тяжелых временах, опираясь на память старшего поколения - через призму личного восприятия, с точки зрения сопереживающего, но все же "наблюдателя". В этом плане описание военных и послевоенных лет мне ближе в книгах Васильева, Приставкина - они писали об этом более остро. Это боль, которая должна перевернуть душу читателя, пролиться неудержимыми слезами и остаться в памяти. Эта книга не до слез - все, что в ней происходит, это где-то не здесь и не сейчас, а за пеленой лет в глубинах памяти, поэтому все слезы уже выплаканы, но она болезненна, мучительна, она выматывает, оставляя после себя ощущение щемящей грусти и тягучей, не выраженной печали.

    Несмотря на то, что в книге множество буквально чарующих отрывков, от которых просто душа поет, перечитывать ее я, пожалуй, не решусь даже выборочно, т.к. эти приятные моменты в ней настолько однородно перемешаны с горечью, что отделить одно от другого кажется невозможным. Вот ты прикасаешься к кусочку детства - такому душевному, такому уютному, полному света и добра, но в тот же миг автор вытаскивает из памяти героев очередную трагическую смерть, а если вдруг показалось мало, то держи еще три в догонку! Ощущения можно сравнить разве что с горячкой, когда из жара бросает в холод, когда вот только что было хорошо, а теперь снова паршиво и ломит кости. Основной посыл я могу понять: даже в темные времена можно найти свет, человек все способен пережить - даже самое страшное. Но мне все же ближе менее контрастные книги, где преобладает тот или иной эмоциональный окрас - либо серьезный, суровый и тяжелый, либо жизнерадостный и приятный, пусть и с проблесками грусти, а когда дёготь пополам с медом - это и не дёготь, и не мед.

    Ну и, чтобы закончить на позитивной ноте...


    Я умею отличать воздух на запах и на вкус. Весной он пахнет холодным родником, проснувшимся лесом, цветущей яблоней, а еще - молодой крапивой. Летом воздух пахнет нагретыми на солнце помидорами, пчелиным жужжанием, раскаленной чердачной крышей и зацветшими кустиками просвирняка. Осенью - шершавым персиковым соком, свежевыпеченным домашним хлебом и сладковатым духом печеных каштанов. И еще - пряным и соленым. А зимой воздух пахнет так, что не хочется взрослеть, ... так, словно им никто никогда не дышал - морозно-хрупким, первородным.
    4
    32