Рецензия на книгу
Кто боится Вирджинии Вулф?
Эдвард Олби
Аноним24 ноября 2016 г.AWKWARD SOCIAL GATHERING AND TARANTINO
Противоречие между нашими первичными впечатлениями и реальностью происходящего в этой пьесе пугают сильнее, чем Вирджиния Вульф.
Хани, например, поначалу кажется маленькой туповатой мышью с узкими бедрами, которая, чтобы прибрать к рукам спортивного мужа раздувается, как воздушный шар и объявляет себя беременной, а потом так же быстро сдувается, получая кольцо на палец и страдая от потери зародыша. На самом же деле, все обстоит намного одиознее. Там замешаны депрессия, страх перед физическими муками родов, таблетки, бренди (очень много бренди) и прочее кафкианское-безысходное.
Хани противопоставляется Марте, хозяйке этого абсурдного приема. Марта позиционируется, как Мать Земли, как Великая Мама Гарсии Маркеса, если угодно, хотя в действительности она не способна иметь детей.
У Марты есть муж Джордж. Жалкий сукин сын, которому прочили большое будущее. Он не может удовлетворить свою жену, он не может добиться повышения, он не может заставить своих коллег послушать его речь. Он, в сущности, мелкий ни на что не способный ублюдок, которому не повезло жениться на женщине на три головы выше его, на дочери своего босса. Он любит историю и любит рассуждать о значимости истории. И он очень любит Марту. Своей особенной любовью.
Ненависть, которую эта семейная пара как-будто бы питает друг к другу лишь созданная ими же иллюзия, веселая игра, забава, наблюдаемая со стороны Хани и ее мужем Ником. Эта ненависть лежит на поверхности, и она так прозрачна, что за ней с легкостью можно рассмотреть настоящие глубокие чувства.
Марта, кажется, не уважает Джорджа ни на йоту: не скрывает своих измен, целует Ника, пока муж читает роман, называет его жалким куском говна и рассказывает компрометирующие истории. И только в конце пьесы становится ясно, что на самом деле правит тут один Джордж. Он контролировал все происходящее с самого начала, все случившееся случилось, подчиняясь его планам, его решениям и его выбору. Джордж больше, чем любой император и любой король. Джордж – герой-божество. Он решает кому умереть, он решает кому облеваться в ванной; он обладает абсолютной властью и поэтому решает абсолютно все.
Во имя чего все совершенное Джорджем? Во имя его великой любви к Марте. Любви, которая не пытается переделать, которая принимает со всеми шрамами и выбитыми зубами, которая хочет нас такими, какие мы есть.
P.S. здесь очень много символизма, литературных аллюзий и абсурдизма, в конце каждого акта мне казалось, что на следующей странице появится Квентин Тарантино в ковбойской шляпе и с сигареткой в зубах, скажет что-то очень умное и острое, зловеще улыбнется и начнет стрелять из пулемета, а потом на сцену выйдет Ума Турман в желтом спортивном костюме и начнет отрубать ноги мечом Хатори Ханзо.
7327