Рецензия на книгу
Дженни Герхардт
Теодор Драйзер
Аноним21 ноября 2016 г.В "Дженни Герхардт" Драйзер "расправляется" с мифом о том, что человек высокой нравственности, терпеливый, трудолюбивый и милосердный, непременно счастлив в жизни. Героиня Дженни - не самый богатый образ, неприкрыто идеализированный и статичный, не меняющийся от всех потрясений и поэтому уступающий в своей живости хотя бы Керри, но уж точно не тривиальный. Кажется, что главным героем в романе является вовсе не она, даже не Лестер Кейн, - а рок, несчастливая звезда, которая уничтожает малейший шанс на счастье. Не просто социальные условия, а, скорее, природа человека устроена так, что он обречен на мучения, если "слишком хорош" для окружающего общества, слишком правдив и чист душой. Дженни жаль с самого начала, потому что инстинкт самосохранения в ней подавлен, вступиться за нее некому и она не способна отказать. Она - всегда для кого-то, для отца и матери, для сестер и братьев, потом для любимого мужчины, снова для отца, для дочери. В каком-то смысле, за неспособность Дженни меняться расплачивается Веста, у которой есть бойкость и ясное понимание того, как слаба ее мать и как жестоко устроена жизнь, - но Драйзер не слишком много внимания уделяет этой судьбе, показывая ее только как еще одну утрату Дженни, но никак не отдельную человеческую трагедию.
Персонаж Лестера выходит на передний план, потому что именно ему Драйзер предлагает испытание и сложный выбор: на одной чаше весов любимая женщина и родственная душа, на другой - семья, репутация, успех на деловом поприще, богатство и другая женщина, все, что имеет значение в мире, созданном для успешных мужчин. Выбор сделан не в пользу Дженни только потому, что деятельный и честолюбивый Лестер жаждет обойти брата, утереть нос ему и всем, кто воспользовался его отсутствием. Он не ждет многого от брака с Летти, к ней его влечет сознание, что после свадьбы все дома опять будут для него открыты, мужское тщеславие и любопытство. Жестокость его решения для Дженни, которой он не отрицает, только сильнее подчеркивает благородство Дженни: кажется, он не просто пользуется ее жертвенностью, но принимает ее как дар, который обязывает его быть полностью свободным в своих поступках, - настолько этот дар бесценен.
Пожалуй, самое пронзительное, что есть в этом романе, - это два признания, которые два самых важных мужчины в жизни Дженни все-таки произносят, оба находясь на пороге смерти, - только она и дает им возможность отделить свои истинные чувства от социальных условностей и ханжеской морали. Отец признает, что Дженни "хорошая женщина", а Лестер - что зря покинул ее. Только эти утешения и остаются с Дженни, а будущее, как и прежде, как и всегда, покрыто мраком и не сулит ничего хорошего.
588