Рецензия на книгу
Звездная пыль
Нил Гейман
ne_spi_zamerznesh21 ноября 2016 г.Интимность
Все тексты, в общем и целом, представляют собой зеркало и отражаемся в нем не мы (как бы нам не хотелось это утверждать), а автор. Чем автор неопытней, тем сложнее увидеть за его работой что-то ещё, кроме него самого. А так как нам не особо интересно заглядывать в голову человека, у которого там нет никого и ничего, кроме рефлексирующего или не очень "я", мы выбираем тех, кто может дать нам больше, куда больше - эмоции, опыт, целый мир, его окружающий, с деревьями и домами, волшебством и людьми. Вернее даже с тенями всего этого, отражениями на стене платоновской пещеры, которые - вот здесь всегда особенно сладко - могут, действительно могут оказаться нами.
Зачем вообще писать такие очевидные вещи в рецензии? Потому что я читаю не "Звездную пыль", "Американских богов" или "Задверье", я читаю Геймана. Всегда только его. О, он талантливый писатель, он умеет отвести взгляд от себя самого, открыть волшебные шкатулки и опасные ящики, которые не снились Пандоре, показать изнанку вещей в таком виде, которого раньше не было и быть не могло, не с такой стороны, не так. Но я заглядываю в эти шкатулки по одной простой причине, я заранее знаю, кому они принадлежат. И всю дорогу за Звездой в честь прекрасной дамы рядом со мной идет мальчик с горящим взглядом, он дергает меня за руку, чтоб я по невнимательности не пропустила того или иного чуда, он жестикулирует, смеётся, он то и дело влюбляется, он и сам так очарователен, что даже если мне хочется передохнуть и остановится, я не позволю себе, я обману стражей и прорвусь за Стену, я куплю стеклянные цветы, заплатив за них любовью и "тем, о чем ещё не знаешь" - своим будущим ребенком - я сменю несколько лиц, сражусь с плотоядным лесом, пленю едко ругающуюся красавицу, прокачусь на единороге. Я сделаю это здесь и сейчас, забыв про сон и еду, потеряв всего-то несколько часов своей жизни. Нет, не так: обменяв их - снова и снова - на историю.
Она очень простая, эта история, она не особо длинная и почти не печальная, не совсем детская, но вовсе не взрослая, все где-то между. Это Авалон, который уходит все дальше, потому что дорога людей и чудес разошлась. Что тому виной? Асфальт и едущие по нему машины, списки покупок, наука и цивилизация? Или наше необходимое взросление. Но он никак не повзрослеет, мальчик, который шел со мной по этой дороге - хотя не стоит путать его с Питером Пэном, тут история куда запутаннее. Ведь чтобы вырасти нужно что? Понять любовь во всех её смыслах, смешных и грустных, духовных и плотских, знать, как она печальна. Казалось бы. Но он знает, он наслаждается ею - и все равно остается тем, кем был, только ещё более вдохновленным тем, что будет завтра, тем, о чем ещё расскажет, тем, с чем ещё столкнется.
"Звездная пыль" не самая моя любимая история, но это ЕГО история. А значит она прекрасна.527