Рецензия на книгу
Плаха
Чингиз Айтматов
Аноним13 ноября 2016 г.Синтез творческого метода М. Булгакова и Э. Сеттона-Томпсона. Роман, имеющий две основных сюжетных линий и много планов, словно хитрое зеркало, уводящее действительность вглубь.
Вы заметили, что создано много вариаций казни Христа и его бесед с Понтием Пилатом, много вариаций жизни Иуды после, жизни Варравы до, вовремя, после, но нет вариаций, а что, если бы прокуратор Иудеи принял другое решение. Христу долженствовало воскреснуть, претерпев муки, а не остаться стареть и проповедовать. Христос - пост скриптум человечества, жизнь, что утверждается лишь путём страданий и смерти. Потому Авдий, как истинный последователь Христа страдает и живет вне времени, возвращаясь в Сад Гефсиманский. Человечище не от мира сего, страждущий и защищающий, добровольно ухватившийся за крест потяжелее. Толко вот его вера не привлекательна для обывателя, как не привлекательны любые страдания. Тем более носящие извечные характер, где цель отодвигается и мир устойчив к словам попа-диссидента Авдия. Он борется с наркоманами, борется с истребителями оленей и волков, борется с самой Системой, с материальным устройством мира, главенством денег. Иначе, с ветряными мельницами. Мир живет тут и сейчас, Авдий в прошлом, что продлилось в извечное. Человек без пристанища, везде вне, везде против. Даже в институте веры, упорядоченном и сытом, ему не нашлось места, ибо имя его - Безсистемность, Истина, Логос. Таковыми были апостолы, таков, затерявшейся на просторах советской родины, Авдий. Он предлагает религию сделать более утилитарной, современной, ибо не стоит забывать - если не ошибался Бог, то ошибаться свойственно человеку. Нельзя жить дикими законами, если кому-то не любящему жизнь, померещилось, будто началом человечества послужил грех Евы, от того в рождении мира повинны женщины. Нельзя жечь костры Инквизиции, ибо так принято, разбивать лоб об иконы, ибо так надо. Заповедь одна - действовать согласно законам Любви.
Нет места в системе и волкам. Мотив изгнанничества и сиротства связует две судьбы - волчьего симейства и Авдия. Только вот волки по незнанию - оптимисты, что всякий раз возрождат жизнь, к сожалению, однако также обреченно, как Авдий спасает жизнь уже родившуюся.
Сложно обзначит все темы, поднятые в романе. Основная же проблема Человека. При чем не только в Человеке. Ибо это имя вправе носить не тот, кто обладает набором в 46 хромосом, сводчатой стопой и способностью говорить, но тот, кто проявляет человеческие качества.
Вероятно, борьба человека с нечеловеком в человеке - основное поле битвы.19230