Рецензия на книгу
Сестра Керри
Теодор Драйзер
jonalivi_13 ноября 2016 г.Этот роман, наверное, повергнет в депрессию или разозлит того, кто по недостатку жизненного опыта очень хочет верить, что каждый получает то, чего заслуживает, и не получает того, чего не заслужил, - а того, кто уже понял, насколько хаотична может быть жизнь, и склонен быть реалистом, скорее порадует и согреет - трезвым взглядом, правдивостью и отсутствием морализаторства.
Драйзер подвергает анализу американское общество рубежа веков - периода бурного роста крупных городов и роста пропасти между людьми из социальных низов и другими, украшавшими заголовки светских хроник. Он предлагает подвергнуть сомнению несколько краеугольных мифов того времени: что люди действительно могут быть такими, какими хотело бы видеть их (себя) пуританское общество; что жизненная неудача - непременно следствие порочности человека, а успех - доблести; что принадлежность к высшим и наиболее обеспеченным кругам общества приносит счастье; что в жизни есть возможность застраховаться от бед. Его новаторство в том, что он призывал не требовать ни от кого соответствия недостижимому идеалу, а признать, что человек неотделим от той среды, в которой живет и ценности которой разделяет, а потому представления о том, что существуют люди, всего добившиеся своим трудом, и неудачники, получившие поделом за лень и дурные наклонности, рисуют упрощенную картину, которая оборачивается трагедиями: люди, с одной стороны, стремятся к невозможному, а с другой - ломаются, когда не достигают желаемого или разочаровываются. Успех может быть следствием простого везения, а проступок иметь серьезные причины, - поэтому имеет смысл присматриваться к тому, чем люди в действительности руководствуются, даже если открытия окажутся неприятными.
Удивительно: большинство рецензий доказывает, насколько идеи Драйзера до сих пор не осмыслены, это спустя более века после публикации романа! Для одних Керри глупая или проститутка, для других она виновата в том, что стремится жить лучше и счастливее, третьих удивляет, что она не хочет даром губить свое здоровье на фабрике. Четвертых оскорбляет то, что она не бросается погибать вместе с Герствудом, а продолжает идти своим путем. Герствуд же, почти единодушно, вызывает презрение.
Итак, почему Керри умна? Потому что она усваивает уроки жизни с первого раза и не отчаивается, сталкиваясь с неудачами, а ищет выход; потому что инстинктивно следует за тем, что в ней лучше всего: талантом, способностью сострадать и чувством собственного достоинства. Она не поддается соблазну тщеславия, а, встречая умного мужчину, тут же понимает это и способна оценить дельный совет. Она вообще довольно быстро разбирается в том, как устроен окружающий ее мир, и чувствует его ограниченность.
Почему гибнет Герствуд? Потому что он оказался слишком ослаблен, чтобы вынести испытание нуждой и позором. В нем были и ум, и доброта, и способность любить, и чувство красоты, но погубило его то, что он слишком всерьез воспринимал те ценности, что навязывало ему общество. Оказавшись без средств и столкнувшись лицом к лицу с позором и нищетой, он потерял и самоуважение, которое было неразрывно связано с его статусом, и ясность мышления. Остались только гордость и горечь - и ничего, что вело бы его вперед, по пути преодоления. Его брак был настолько неприглядно устроен, что с самого начала Герствуд пленился Керри во многом вследствие отвращения к своей жене и отчаяния от того, что в семье с ним перестали считаться. Он пустился в роман с ней, ожидая счастья как награды за все пережитое унижение - точно так же как потом ставил последние деньги на карты, уверенный, что обязательно выиграет.
В романе нет никакой справедливости, он не предлагает никаких выигрышных стратегий, потому что их не существует: все зависят от своих желаний, других людей и обстоятельств, ошибаются - и этого нельзя изменить, потому что такова человеческая природа. Можно защищаться от этого разного рода иллюзиями, но в трудной ситуации это только затруднит поиск выхода, потому что помешает видеть реальность такой, какая она есть. Драйзер никому не обещает безоблачного счастья, но утверждает, что жить с открытыми глазами все же несколько интереснее и достойнее, чем с закрытыми.
255