Рецензия на книгу
Человек, который был похож на Ореста
Альваро Кункейро
Аноним10 ноября 2016 г.Осеннее волшебство
Кажется, я везучий человек. По крайней мере, в литературном плане. За два года Долгой прогулки мне многое посчастливилось открыть, многое из того, что я никогда бы не прочитал, меня заинтересовало и даже понравилось. Вот и Альваро Кункейро туда же. Вряд ли я бы добрался до этого автора, если бы не эта «случайность». Узнать о любом из его произведений я мог бы лишь если б захотел углубиться в недра магического реализма. Но я сомневаюсь, что это когда-нибудь бы произошло. Теперь же, прочитав книгу, я совершенно уверен, что рано или поздно я опять примусь за Кункейро. Рассказать вам, почему? Нет? Тогда слушайте (я – прям как моя мама).
Мне всегда было интересно, как так получается. Ну, вот смотрите, есть, например, наш мир. Машины там, компьютеры, все такое. Волшебство у нас водится только в гарепотере, драконы - лишь как вышивка на китайских безделушках, а былинные герои давно мертвы или работают в DC и Marvel, не появляясь на широкой публике. И был мир наших прапрапрапра(пра)дедов. Мир настоящего волшебства, волхвований и чудес. Мир, где драконы были фактором, способным влиять не только на фольклор, но и, к примеру, на демографию. Мир, где можно однажды вечером услышать стук в дверь, открыть ее, а на пороге увидеть какого-нибудь мифического рыцаря, которому нужно где-то обогреться и поужинать. Тоже ж человек… Это я все к чему. Вот мы имеем два мира – мир прошлого, недосягаемый, совершенно нам непонятный, поэтому нереальный и, как нам кажется, навеянный нашим предкам серостью и безкультурными предрассудками. И мир настоящего. Сложный, но все равно реальный, мир, который можно пощупать и даже разобраться в нем, если сильно постараться. А что между этими двумя мирами? Естественно, целая пропасть, ясное дело. Как ни крути, последние свидетельства о чем-нибудь по-настоящему магическом были несколько сотен лет назад. А мне бы так хотелось почувствовать себя в роли человека, хоть и не встречавшего лично дракона, но, хотя бы отец которого когда-то его встречал. Чтобы волшебное чудо не была оскоплено многочисленными научными и прикладными фактами, а было хоть чуточку возможно. Чтобы можно было хоть раз в сто лет, например, увидеть кентавра. Или промелькнувшую в бирюзовой морской волне морскую сирену, даже, пусть, и потерявшую голос… Но нет, увы, этому не бывать. И лишь благодаря усилиям таких мастеров, как Альваро Кункейро, можно хотя бы внутренним взором увидеть те далекие «постволшебные» времена.
Общая «тональность» миров Кункейро напоминает мне осень… Такую яркую, красивую осень с множеством плодов, поздних цветов. Ведь маленькая Вселенная Кункейро именно такова. Чуть ли не каждый камень имеет свою замечательную историю, чуть ли не каждый персонаж прожил красочную, хоть зачастую и нелегкую, жизнь. И точно так же, как красота осени подразумевает в себе близкую зиму, долгий сон, так и реальность персонажей Кункейро говорит нам о смерти и забвении. Взять хотя бы историю Ореста. Все персонажи этой истории по-своему прекрасны, антипатии не вызвал ни один из них. Но каждый вызвал какую-то легкую грусть. Взять хотя бы то, как Эгист вспоминал убийство Агамемнона. Вначале Эгист помнил все в подробностях, потом детали стали забываться, заменяться тем, что Эгист придумал себе сам, в итоге же история убийства в его сознании стала иметь мало общего с тем, что произошло когда-то. Или великолепный образ прекрасной падчерицы Эгиста. Девушка, которая в одиночестве долгие годы бродила средь зеркал, пока не растворилась в них окончательно. Раствориться в зеркалах, исчезнув навсегда, когда портится их поверхность, когда зеркала мутнеют и умирают. Это ли не настоящая загадочная магия? Даже не совсем уже средневековая, сколько магия Нового времени. Но от этого не менее загадочная, не менее таинственная… Или вот сам Орест. Человек, который посвятил свою жизнь одному единственному удару, одной мысли о мести. Да, в итоге он достиг своей цели. Но какой ценой? Что оставил он себе за свой долгий путь? Придя в родной город семидесятилетним стариком, пусть бы он и совершил свою месть, но что бы дала она? Только покой - то, чем и кончается осень.
Возможно, мой отзыв на книгу довольно странный, сумбурный. Но именно эти мысли и чувства возникли во мне благодаря Кункейро. И я хочу сказать ему спасибо за то, что позволил несколько мгновений провести в его мире. И за то, что он так похож на моего любимого Сарамаго, куда ж без этого.52656